Сегодня - Четверг 22 февраля
Доллар США: 92.75 ₽ Евро: 100.44
Главная / Город / Человек и школа. Основателю Серовской детской художественной школы Сергею Кодолову 5 июня исполнилось бы 95 лет. Его детище отмечает полувековой юбилей

Человек и школа. Основателю Серовской детской художественной школы Сергею Кодолову 5 июня исполнилось бы 95 лет. Его детище отмечает полувековой юбилей

16 июня 2021 в 11:00

 

5 июня 1926 года, 95 лет назад, родился Сергей Петрович Кодолов, первый директор детской художественной школы города Серова.

 

Родился в г. Серове, окончил Свердловское художественное училище в 1950 году, Нижнетагильский педагогический институт по специальности «учитель рисования и черчения» в 1976 году. С 1955 по 1972 г.г. работал руководителем изостудии Дворца культуры металлургов. Организатор городских выставок, оформитель спектаклей драматического театра имени А. П. Чехова. С. П. Кодолов приложил много усилий для организации в городе детской художественной школы. С 1971 года – ее директор. Умер в 1987 году.

 

 

Это официальная справка городского архивного отдела. За этими скупыми словами – целая жизнь, эпоха в развитии художественного творчества в нашем городе. И о человеке, чье имя сейчас носит Серовская детская художественная школа, рассказывают его ученики, дочери, директор и преподаватели школы.

 

Из розы родилась любовь

В этом году школе, созданной Сергеем Петровичем, исполнится уже 50 лет. И то, что в рабочем промышленном городе, которому тогда нужны были сталевары, токари, строители, он сумел создать Школу художников (и не только здание), говорит о многом.

– Характер у него был достаточно жесткий, пробивной. Не боялся пойти на конфликт, – вспоминает Наталья Сергеевна Якимова, дочь Сергея Петровича. – Когда он ходил на заседания горкома или исполкома, все знали: если придет Кодолов, будет непросто. Он говорил все прямо в глаза, не стеснялся. Но с учениками он был совсем другим.

– И не только с учениками, но и со своими коллегами, – уверяет Ольга Сергеевна Решетко, старшая дочь Сергея Петровича, ныне директор школы. – Когда мы пришли работать в школу, он преподавателей опекал, как родной отец. Болел душой за всех, интересовался, что происходит в семьях. В том числе, «какая у вас там любовь?».

Удивительно, что еще в довоенные и военные годы, когда страна жила бедно и голодно, у мальчишки в простой семье проснулась тяга к прекрасному, а рука потянулась к карандашу.

– Мама с папой приехали из деревни Кировской области. У меня дома есть рисунок, на обратной стороне обложки журнала нарисована розочка и подписана: «С этого рисунка у меня началась любовь к рисованию». Он был еще подростком, и первые его этюды и по цвету, и по композиции неумелые, – в доме Натальи Сергеевны берегут эти раритеты.

Начав с первых робких зарисовок, Сергей Кодолов еще подростком понял, что нужно учиться этому. И по словам Ольги Сергеевны, учился всю жизнь.

– В своих работах он стремился постигать новое. Ездил на творческие дачи. В 45 лет он решил поступить в институт, окончил его.

 

 

«Мы увидели искусство»

Стоит отметить, что из «гнезда» Сергея Кодолова (а это вначале изостудия ДКМ, потом школа) вылетело немало серьезных художников, которые сейчас живут в разных городах страны, известны, являются членами Союза художников РФ. И то, что его ученики продолжают дело в стенах созданной им школы, говорит о том, что даром труд Сергея Кодолова не пропал.

– Мне рассказывали, что, когда он учился в художественном училище в Свердловске, а это самое сильное учебное заведение такого ранга, где академизм формировался более ста лет, все ходили смотреть, как Серега Кодолов пишет, – вспоминает Лариса Ивановна Моргачева, его ученица, преподаватель школы с 40-летним стажем. – Смотрели, как он начал натюрморт или натуру писать, он был великолепный колорист. И когда мы в Серове отмечали 20-летие школы, приехали бывшие студийцы, выпускники школы, выступал Алексей Бурлаков. Это был очень талантливый художник. И он вспоминал, что в поселке Металлургов, где он жил, было много хулиганов, устраивали различные разборки. Но когда они с братом Иваном (тоже стал профессиональным художником) пришли в изостудию Кодолова, для них жизнь полностью поменялась. Он говорил: «Мы увидели искусство». В изостудии было немало талантливых ребят, их работы до сих пор сохранились, это наш золотой фонд, на них мы учим детей и сами учимся. Уровень преподавания был настолько высок, что ребята из простых рабочих семей поступали в художественные учебные заведения. А для такого уровня нужен очень грамотный педагог. И мы все прошли его школу. Он следил за жизнью своих учеников, знал, что меня воспитывает одна мама, и подарил мне коробку дорогих акварельных красок, – эта коробка до сих пор хранится в семье Ларисы Моргачевой.

 

Наследие живет и учит

Педагоги Галина Николаевна Атрошенко, Наталия Николаевна Сединкина – из первого выпуска, потом пришли другие его выпускники, которые продолжают дело, начатое их Учителем много лет назад.

Наследие мастера – огромное, оно хранится и в школе, и по домам его учеников. Но наследие – не только картины. Сохранились и его уникальные дневники.

– Он всю жизнь вел дневники, – рассказывает Наталья Сергеевна. – Когда я читаю его записи, мне кажется, что жизнь в Серове была очень интересная и даже сказочная. Он так все описывает! Что читал, какой план жизни на день, какой спектакль посмотрел, о чем поговорил с Хромовских (главреж театра). Описал день, когда у нас родилась сестра Леночка. Она так и не меняла фамилию, и ее сын – Сережа Кодолов – очень похож на деда, но творческая жилка проявилась в музыке, играет на нескольких инструментах. В начале июня защитил диплом магистратуры по радиотехнологии в УрФУ им. Ельцина. И до сих пор играет в оркестре.

 

 

Сейчас Детская художественная школа им. С. П. Кодолова занимает самое красивое здание города – и это, несомненно, заслуживает Мастер, создавший в Серове художественную школу как творческое явление.

 

Новое здание у художественной школы появилось во многом благодаря личному участию губернатора Евгения Куйвашева, включившего ее строительство в региональную программу «Пятилетка развития».

В рамках национального проекта «Культура» школа получает необходимое для нового здания и организации учебного процесса оснащение, в том числе интерактивные доски, компьютерную технику и многое другое.

 

Тамара РОМАНОВА

 


 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.



Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: