Герой и просто дежурный

Кротов Иван Михайлович (1920-1998).
Герой Социалистического труда.
Почетный железнодорожник.
Почетный гражданин города Серова.
Дежурный по Серовскому отделению железной дороги.
Награды и звания:
медаль «Серп и Молот» (01.08.1959);
орден Ленина (01.08.1959);
медаль «За трудовое отличие»;
медаль «В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина».
Родился 20 августа 1920 года в деревне Большая Мостовая Верхотурского уезда Екатеринбургской губернии РСФСР в крестьянской семье.
Окончил семь классов Верхотурской неполной средней школы в 1937 году.
Трудовую деятельность Иван Кротов начал списчиком вагонов на железнодорожной станции Верхотурье Свердловской железной дороги. С первых дней работы Иван Михайлович включился в стахановское движение. За девять месяцев он освоил еще две смежные профессии – технического конторщика и оператора. Молодого и перспективного работника вскоре направили в Нижний Тагил на четырехмесячные курсы дежурных по станции. По окончании в 1938 году И. М. Кротов был назначен дежурным по станции Верхотурье.
Являясь секретарем комсомольской организации станции, Иван Михайлович выступил с инициативой создания единой комсомольско-молодежной смены, которая впоследствии неоднократно награждалась грамотами и ценными подарками Надеждинского отделения дороги, Свердловской железной дороги и Министерства путей сообщения СССР.
В 1942 году Иван Кротов был призван в ряды Рабоче-крестьянской Красной Армии и направлен в Свердловское военное пехотное училище. Но в это время призванные в армию железнодорожники по постановлению Государственного комитета обороны СССР были отозваны с фронтов и военных училищ. Ивана Михайловича направили в город Серов и назначили на должность поездного диспетчера Надеждинского отделения железной дороги.
В военные и послевоенные годы от четкой работы железнодорожного транспорта во многом зависела своевременная помощь фронту и восстановление народного хозяйства.
Уральские заводы были основными поставщиками оружия и техники для фронтов Великой Отечественной войны. От диспетчеров, поездных бригад требовались квалификация, преданность своему делу. Работая на должности поездного диспетчера, И. М. Кротов четко обеспечивал взаимодействие всех участников перевозочного процесса.
В 1948 году как одного из наиболее опытных и грамотных специалистов И. М. Кротова перевели дежурным по Надеждинскому (в последующем – Серовскому) отделению железной дороги.
В условиях постоянно растущего объема перевозок предприятия начали сталкиваться с несвоевременной подачей вагонов к фронтам погрузки. Для решения проблемы железнодорожники вынуждены были искать внутренние резервы.
Опытный производственник И. М. Кротов в середине 1950-х годов предложил и опробовал на Серовском отделении железной дороги новую технологию формирования и пропуска грузовых поездов. В результате удлинения тяговых плеч, сокращения стоянок и времени хода значительно ускорилось движение поездов и повысилась провозная способность Серовского отделения. Погрузка была увеличена на 100 вагонов ежесуточно, суточный пробег электровозов увеличился с 458 км до 545 км. Экономия от предложения И. М. Кротова составила более 1 млн рублей в год. Прогрессивные начинания дежурного по Серовскому отделению Ивана Кротова были внедрены на всех отделениях Свердловской железной дороги и на многих железных дорогах страны.
В 1955 году И. М. Кротов участвовал во всесоюзном слете молодых специалистов железнодорожного транспорта в Москве.
Производственный опыт дежурного по Серовскому отделению дороги И. М. Кротова был проанализирован и обобщен в работе инженера-железнодорожника Д. И. Пивштейна «Полнее использовать резервы производства. (Из опыта работы И. М. Кротова)», которая стала методическим руководством для внедрения аналогичных мероприятий на других отделениях железной дороги.
В 1959 году Кротову присвоено звание Героя Социалистического труда с вручением высшей награды СССР ордена Ленина, золотой медали «Серп и молот» и грамоты Президиума Верховного Совета СССР.
В 1962 году Иван Михайлович представлял опыт своей работы в Кремле на всесоюзном совещании работников железных дорог страны.
И. М. Кротов продолжал плодотворно трудиться до 1980 года в должности дежурного по Надеждинскому (Серовскому) отделению дороги. К моменту выхода на пенсию в его трудовую книжку было внесено более 100 записей о различных поощрениях за добросовестный труд.
В течение всей трудовой деятельности он активно занимался общественной работой:
• депутат городского Совета депутатов трудящихся трех созывов;
• член горкома КПСС;
• член райкома профсоюза работников железнодорожного транспорта;
• народный заседатель в городском суде.
Умер Иван Михайлович Кротов в 1998 году. В Серове на доме, где он жил, установлена памятная мемориальная доска.
«Отец был очень волевым и целеустремленным человеком. Он много общался с молодежью, передавая свой опыт и знания. У него десять внуков, которые гордятся пройденным трудовым путем своего деда», – из воспоминаний дочери Ивана Михайловича Ольги Мальцевой, бывшего инженера техотдела вагонного депо Серов-Сортировочный.
Профессиональное образование
В 1938 году окончил 4-месячные курсы дежурных по станции.
В 1942 году окончил 5-месячные курсы поездных диспетчеров.
В 1943 году с отличием окончил курсы техников при Хабаровском институте железнодорожного транспорта и получил звание техника первого класса.
Трудовая деятельность
1937-1938 гг. – списчик вагонов, технический конторщик, оператор на станции Верхотурье.
1938-1942 гг. – дежурный по станции Верхотурье.
1942-1948 гг. – поездной диспетчер Серовского отделения дороги.
1948-1980 гг. – дежурный по Надеждинскому (Серовскому) отделению дороги.
Ирина Перова, по архивным материалам
Фото предоставлено Серовским историческим музеем
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: