Серовская прокуратура разъясняет. Обращение с твердыми коммунальными отходами: при несогласии есть право обжаловать
С 1 января 2019 года в Свердловской области действует порядок обращения с твердыми коммунальными отходами (далее – ТКО), установленный Федеральным законом от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и Жилищным кодексом Российской Федерации.
Порядок предусматривает централизованный сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение ТКО силами выбранных областными органами власти региональных операторов. Указанная деятельность осуществляется как в отношении отходов, поступающих от населения и предприятий, так и несанкционированных свалок мусора.
Региональным оператором в Северном административно-производственном объединении, к которому территориально относится и город Серов, является ООО «Рифей».
Как разъясняет Серовский городской прокурор Алексей Рубан, контроль за деятельностью регионального оператора осуществляет министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области, уполномоченное в том числе на лишение предприятия соответствующего статуса при выявлении нарушений в их работе.
Для осуществления указанной выше деятельности региональными операторами в силу ст. 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» заключаются договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с их собственниками (физическими и юридическими лицами). Последние, в свою очередь, не вправе отказаться от подписания указанных договоров и их последующей оплаты.
Аналогичные положения закреплены в ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Порядок заключения договора определен Правилами обращения с ТКО, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156, согласно которым соглашение считается заключенным на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о его заключении на своем официальном сайте, если от потребителя не поступило каких-либо иных документов. До дня заключения договора услуга оказывается в соответствии с условиями типового договора (форма установлена Правительством РФ) и также подлежит оплате.
При этом уклонение от заключения соответствующего договора, а равно оплаты услуг регионального оператора может повлечь за собой гражданско-правовую (в виде начисления пени и последующего взыскания в судебном порядке задолженности) и административную (по ст. 8.2 КоАП РФ за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами) ответственность.
Расчет платы за обращение с отходами осуществляется исходя из определенных Региональной энергетической комиссией Свердловской области (далее – РЭК) нормативов накопления ТКО (на одного проживающего) и единых тарифов на обращение с ТКО, установленных для каждого регионального оператора.
Контроль за соблюдением органами государственной власти субъектов Российской Федерации антимонопольного законодательства (в том числе при избрании региональных операторов), законодательства в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) в силу п. 5.3.1.1 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331 относится к компетенции последней.
На территории Свердловской области полномочием по контролю за деятельностью региональных органов власти с правом отменять или приостанавливать действие принятых ими нормативных правовых актов согласно ст. 6 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ч. 2 ст. 52, ч.ч. 1, 4 ст. 54 Устава Свердловской области обладает правительство Свердловской области в лице губернатора региона и его заместителей.
В связи с чем при несогласии с принятыми министерством и РЭК правовыми актами в области обращения с ТКО граждане и юридические лица вправе обжаловать их в указанные выше органы власти в административном порядке или в суде.
Органы прокуратуры согласно п. 2 ст. 21, п. 2 ст. 26 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» при реализации надзорных функций иные государственные органы и должностных лиц не подменяют.
Подготовила Ольга МАЛИНОВА
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: