Сегодня - Четверг 26 мая
Доллар США: 56.3 ₽ Евро: 57.92
Главная / Город / «Стройка века» – Серовский тракт

«Стройка века» – Серовский тракт

13 ноября 2020 в 13:00
Категории: Город, Новости

 

1 ноября 2020 года Серовскому тракту исполнилось 35 лет. Строительство трассы Екатеринбург (Свердловск) – Нижний Тагил – Серов началось в далеком 1975 году, а движение по магистрали открыли только 1 ноября 1985 года. Чтобы сохранить темп работы и рационально распределить технику и людей, дорогу строили сразу с двух сторон – навстречу друг другу. Дорожникам пришлось прокладывать полотно сквозь горы, леса и болота. Всего в стройке принимало участие 26 городов и районов области. Работу осложнял тот факт, что старая дорога со стороны Свердловска шла только до Верхней Туры, а далее начиналась непроходимая тайга.

 

Строящийся Серовский тракт тогда называли «Уральским БАМом», а сама стройка была народной – участки дороги были закреплены за отдельными городами, которые выполняли свой фронт работ. При этом прокладка новой дороги далась нелегко: вырубали тайгу, вынимали скальный грунт, техника то и дело застревала в болоте. Однако дорога была жизненно необходима, без нее добираться до Екатеринбурга (тогда Свердловска) порой приходилось два дня.

 

   

Участок дороги до Верхотурья был закреплен за Серовом.

– Там, где сейчас расположена городская свалка, в 1975 году был карьер, с которого мы возили на дорогу глину, – вспоминает ветеран АТП-13, участник строительства Анатолий Андреевич Калеберда. – Потом оказалось, что глина не нужна. Наша бригада начала возить шлак, которым первоначально отсыпалась дорога до Красноярки. Работали на карьерах станции Коптяки, песчаном карьере в Лобве. А возле Алапаево брали скалу. На всю рабочую неделю мы уезжали из дома. В Коптяках жили в двухэтажном доме, в Лобве на улице Чехова было выделено общежитие. Пока не было дороги, поездом уезжали на выходные домой к семьям, в воскресенье вечером вновь отправлялись на трассу. Позже нас стали возить автобусом. Порой пересматриваю фотографии тех лет, на которых вся бригада, вспоминаю наше рабочее братство, а проезжая по дороге, вижу плоды нашей работы. Сколько разных грузов мы сюда перевезли. И ведь все вместе сделали дорогу, которая и сейчас служит верой и правдой.

 

Строительство «Уральского БАМа» курировал будущий первый президент России Борис Ельцин, с 1976-го по 1985 год – первый секретарь Свердловского обкома КПСС.

 

– Специально на строительство дороги к нам на автобазу были поставлены новые германские машины «Магирусы»: пять 15-тонных и 10-тонные, – рассказывает Рашид Галямович Галямов, тоже участник стройки. – Мне было выделена 15-тонка, на ней и прошел весь путь строительства дороги. Машина была очень хорошая, надежная. За одну ходку брала не меньше 20 тонн. Возили все: грунт, скалу. Тяжело было – работали по 12 часов. Приходили с работы в общежитие, ужинали и ложились отдыхать, ведь на следующий день снова садиться за баранку. После того, как дошли до Верхотурья, я еще немного поработал с ребятами из «Тагилстроя» на строительстве участка возле Нижней Туры. Конечно, когда дорогу пустили, радость была большая – такую стройку завершили!

 

 

В 1985 году строительство автодороги Свердловск – Невьянск – Нижний Тагил – Верхняя Тура – Серов было завершено. Трасса не просто улучшила организацию доставки грузов по оптимальному маршруту, но и позволила северным городам выйти из изоляции, дала дополнительный ресурс для развития. По случаю завершения строительства в Серове был устроен митинг, а потом колонна автобусов с представителями осчастливленных городов торжественно проехала от Серова до Свердловска. По пути жители выходили на трассу, чтобы поприветствовать колонну, а возле Нижней Туры первых путешественников встретили хлебом-солью.

 

 

По данным АО «Свердловскавтодор», на объект общей протяженностью 346 километров было затрачено 350 миллионов рублей.

Газета «Уральский рабочий» в 2018 году писала: «Сегодня Серовский тракт – это один из самых востребованных путепроводов Свердловской области. На некоторых участках интенсивность движения зашкаливает – 25 тысяч машин в сутки».

Тракт до сих пор развивается. Он получил свое продолжение: сейчас и до тюменского севера, и Ханты-Мансийского автономного округа можно доехать на машине.

 

Елена БАБИЦИНА

Фото из архива Управления автомобильных дорог Свердловской области

 

 

Газету неслучайно называют первым черновиком истории. Раньше, до господства телевидения, а потом интернета, именно газеты первыми рассказывали о том, «как это было», а коррективы в историю вносились позже… Так вот, нашей газете «Серовский рабочий» выпала честь в течение десятилетия прошлого века рассказывать о ходе исторического строительства знаменитой автодороги Свердловск – Серов. В номере от 6 ноября 1985 года газета на двух полосах описывает торжественную приемку и открытие долгожданной магистрали, подводя итог масштабному строительству.

Вот лишь несколько строк:

«В строительстве автодороги участвовал сводный отряд города, состоящий из металлургов, ферросплавщиков, механиков, энергетиков, лесозаготовителей… Теперь эта дорога стремительно рассекает крутые горы, проходит через тайгу и болота, реки и речушки – труднодоступные и малопроходимые места. Бульдозерист А.Д. Лифельд рассказывает, как семь из восьми бульдозеров на одном из участков строительства намертво встали в непролазной болотине. Несколько недель боролись с топью, которая поглощала весь привозной грунт, пока не привезли толстое сукно и не укрепили им дорогу. Решения приходилось находить на месте, все решать внове, без подсказок…» («Серовский рабочий», 6 ноября 1985 года)

 

 


 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: