Сегодня - Воскресенье 28 апреля
Доллар США: 91.78 ₽ Евро: 98.03
Главная / Новости / «Есть улицы центральные, высокие и важные…»

«Есть улицы центральные, высокие и важные…»

27 августа 2022 в 07:41
Категории: Новости

 

Любимец старшего поколения, певец и композитор Юрий Антонов, наложивший на слова поэта-песенника Игоря Шаферана свою музыку, признается в любви к тихим, «бесшумным, одноэтажным» улицам. В таких небольших городах, как наш Серов, милы сердцу и центральные улицы, где по-прежнему стоят жилые дома, в которых меняются поколения жильцов, но остаются неизменными названия улиц и не ослабевает интерес к их истории.

 

В рамках празднования Дня города и Дня металлурга специалисты историко-производственного музея Надеждинского метзавода провели на серовском Арбате авторскую экскурсию по улице Льва Толстого, которая уже 100 лет не меняет своего имени.
«Каждый город сохраняет неповторимое лицо вне зависимости от того, столичный он или провинциальный. Этому способствуют не только особенности природного ландшафта, но и глубокие процессы стихийного сохранения и наследования региональных эстетических предпочтений, – говорит Наталья Дягилева, специалист заводского музея и организатор авторской экскурсии. – На своеобразии города сказывается и его функциональный тип. Есть города-крепости (Самара), города-ярмарки (Ирбит), города-сады (Чайковский), города-заводы.
Город Серов вырос из сталерельсового Надеждинского завода, заложенного в 1894 году. Заводские сооружения задавали тон культовым и гражданским постройкам, и вместе с этим – упрощенной трактовке фасадного декора и умной целесообразности в условиях северных широт. Более того, на строительстве завода работали санкт-петербургские инженеры: горный инженер Александр Ауэрбах, инженер-механик Мещерский, инженер-строитель Владимир Пясецкий». Как свидетельствуют документы, дома для рабочих и служащих здесь строились одновременно с заводом. Пясецкий проектировал здание доменного цеха и водонапорной башни завода, а в поселке – земское училище (детская художественная школа), пожарное депо, церковь Всех Святых, Дом служащих (клуб служащих), заводскую больницу (травмпункт).
Завод обрастал улицами (или «линиями»), которые не имели названий. Только в 1903 году стали появляться первые имена улиц. Они, как правило, носили названия находящихся на них объектов: Главная (где стоял завод), Церковная, Клубная, Кладбищенская.
«Одна из центральных и красивых улиц нашего города – улица Льва Толстого – получила свое название в 1922 году в честь классика мировой литературы и русского реализма. Многие улицы города меняли свои названия и не по одному разу. Улице Льва Толстого присуще классическое постоянство: в этом году улице исполняется 100 лет», – рассказывает Наталья Владимировна.
И сегодня приятно пройтись по этой улице вдоль ограды Больничного городка, мимо ряда берез, которые, наверняка, помнят события давности.
Проходя у магазина «Колосок», вспоминаешь, что за ним когда-то был величественный Спасо-Преображенский собор архитектора Турчевича (их было всего три в мире), разрушенный большевиками в 1931 году.


У этого магазина когда-то была установлена скульптура маленького Володи Ульянова, а напротив стояла школа № 17 с яблоневым садом вокруг. Сейчас на этом месте – Дом быта «Эра». Сменилось время тихих яблоневых садов, которые пустили под топор, и началась новая эра – стекла и бетона.
К улице Льва Толстого примыкают, обрываясь, с одной стороны – улица Розы Люксембург, с другой – улица Площадь металлургов.
«Площадь металлургов изначально –это Церковная площадь, где располагался Спасо-Преображенский собор. Когда собор был разрушен, жители стали называть ее «городской» или «площадью у цирка», – продолжает Наталья Дягилева. – В 1936 году она получила название «Площадь Сталина». И только в 1956-ом стала Площадью металлургов. Ее обрамляли четырехэтажные дома в стиле неоклассицизма с архитектурными эркерами и пилястрами на фасадах, рустироваными углами, балконами и высокими потолками. Это, наверное, единственное место в городе, включая улицу Л. Толстого, где уместно говорить об архитектуре. Дальше был сквер ДКМ и парк у столовой № 1 – самой первой столовой в городе, находившейся на углу улиц Л. Толстого и Агломератчиков.
По правой стороне улицы – деревянные дома, сохранившиеся с конца 19 века. На окнах – наличники с резными ушками и навершиями. На доме № 2, а это самое начало улицы, до сих пор сохранилась мемориальная табличка, которая гласит о том, что «здесь размещался Союз рабочей молодежи, члены которого отдали жизни в борьбе с белогвардейцами».
Дальше, по правой стороне, – знаменитая «Кругляшка», здание в стиле конструктивизма 1930-х годов, как и здание Дворца культуры металлургов, строились они в одно время. В «Кругляшке» размещался ресторан «Урал» с балконом и баллюстрадой. Рядом находились двухэтажная (деревянная) аптека и гостиница».
Эта улица одна из первых была вымощена уральским камнем, выложена деревянным тротуаром и даже освещена электрическими лампочками. Именно по этой улице «вождя возили» во время многочисленных демонстраций и митингов, который уверенно «указывал путь к коммунизму».
Знакомясь с улицей Л. Толстого, понимаешь, что прошлое ценно не само по себе, в нем – опора нравственных начал человека современного. А улица, как строка из истории города, расскажет о чем мечтали, к чему стремились и чем дорожили люди, оставившие нам этот город. «Гуманист и пацифист Л. Н. Толстой был против любого насилия: «Искусство должно устранять насилие», – говорил он. Но к улице с его именем, как усмешка истории, примыкают улица Октябрьской революции, улица пламенной революционерки Розы Люксембург, улица Февральской революции, где без упоминания о военных действиях не обойтись. Как и еще одна улица, которая носит имя революционера Ивана Каляева по кличке «поэт». История называет его виновником смерти Великого князя Сергея Александровича, московского генерал-губернатора, дяди Николая II, – продолжает Наталья Владимировна и подчеркивает: – Имя Каляева осталось в истории не потому, что он совершил, а потому, что был прощен. Прощен вдовой Великого князя – Великой княгиней Елизаветой Фёдоровной. Она приходила к убийце своего мужа в тюрьму, долго с ним беседовала и даже просила власти о его помиловании. Иван Каляев глубоко раскаялся в содеянном и сам взошел на эшафот, не прося о снисхождении. Вот такие «война и мир» в духе русского реализма на улице Льва Толстого», – заключает Наталья Дягилева.

Гостиница и магазин «Восток», 1950-е годы.

Знаменитая «Кругляшка», 1940-е годы.

Сегодня на улице Л. Толстого кипит жизнь. Здесь располагаются краеведческий музей города, торговые центры, филиалы банков, а в настоящее время идет ремонт дорожного полотна, по завершении которого улица с именем классика мировой литературы и вековой историей станет еще красивее и милее сердцу.

 

Ирина Перова

Все фото предоставлены музеем НМЗ

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.



Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: