Сегодня - Вторник 22 октября
Доллар США: 96.59 ₽ Евро: 104.87
Главная / Новости / В глубоком тылу

В глубоком тылу

9 мая 2024 в 08:02
Категории: Новости

 

Четыре долгих года Великой Отечественной войны изменили судьбу целого поколения. И несмотря на то, что Свердловскую область от линии фронта отделяли сотни километров, этот период истории стал для нее, как и для многих других регионов, временем тяжелых испытаний.

Когда советские солдаты проявляли чудеса героизма на фронте, труженики тыла создавали фундамент победы. И тот факт, что большинство из них не слышало взрывов снарядов и над ними не свистели пули, ни в коей мере не преуменьшает их заслуг. «Все для фронта, все для победы» – под таким лозунгом жили и серовчане все военные годы.
Из множества индивидуальных и совместных усилий складывался монолитный и прочный тыл. Вместе с жизнью огромной страны менялась и жизнь каждого ее гражданина. Война сильно ухудшила условия быта, появилось множество других проблем. Но и в тяжелое, голодное время, как свидетельствуют архивы, находились силы для благоустройства города: асфальтировали дороги, высаживали деревья. Работники столовых, магазинов, отдела рабочего снабжения собирали грибы, ягоды, зелень.
Особой заботой были окружены дети: организовывались детские сады, пионерские лагеря. С 1943 года в Серове работал ленинградский театр им. Ленинского Комсомола.

Глобальная перестройка предприятий

С первых месяцев войны Свердловская область стала одной из главных промышленных площадок страны. Сюда были эвакуированы более 700 предприятий из западных областей Советского Союза. Некоторые из них сливались с предприятиями того же профиля, другие становились предтечей новых отраслей свердловской промышленности. В период 1941-1942 гг. город Серов принял и разместил 7 эвакуированных заводов.
Практически сразу «по закону военного времени» заводы и фабрики города перешли на 12-часовой рабочий день, работникам запрещалось опаздывать, уходить с работы раньше положенного, отменялись отпуска. На предприятиях города велся строгий учет сотрудников. Чтобы предотвратить хищения и исключить проникновение посторонних на производство (особенно военное), проводились постоянные рейды безопасности, в ходе которых выявляли в том числе и так называемых трудовых дезертиров. К дезертирству приравнивался самовольный уход с работы рабочих в военной промышленности. Он карался сроком от 5 до 8 лет тюремного заключения. Все эти жесткие меры применялись для обеспечения внутренней безопасности страны.
От всеобщей мобилизации в годы войны освобождались рабочие редких профессий и высококвалифицированные сотрудники – заводам важно было сохранить хороших специалистов на производстве.

Как город спасался от голода

В годы войны население Свердловской области увеличилось за счет эвакуированных, что создавало серьезные проблемы: людей надо было где-то селить и чем-то кормить.
В Серове размещение эвакуированных началось с осени 1941 года, людей расселяли в квартиры в порядке уплотнения. На апрель 1942 года были размещены 5 620 человек, эвакуированные из прифронтовой полосы, в том числе 1 784 ребенка. Уже осенью 1941 года появились карточки на все основные продукты.
Судя по архивным документам, меню заводских рабочих было очень скромным. Капуста, свекла, вода, соль, немного растительного масла плюс 800 граммов сырого хлеба на гороховой муке – вот рацион рабочего, занятого на военном производстве. Зарплата на военном заводе была 600-800 рублей в месяц, на пищевом предприятии – 350-400 рублей. При этом, если требовалось купить товары сверх положенного по карточкам, то, к примеру, мыло стоило 250 рублей, мука – 180 рублей за килограмм, масло – 1 100 рублей за килограмм, сапоги хромовые – 6 000 рублей (это рыночные цены ноября 1942 года). Чтобы как-то решить проблему голода, решили наделять рабочих небольшими земельными участками – от одной до трех соток в черте города, на них выращивали картошку. Часть урожая горожане отдавали государству – он отправлялся на фронт, в госпитали и дошкольные учреждения.
Проводились ярмарки огородников, лучшего огородника поощряли – могли дать отрез на платье или, к примеру, бирку на пальто. Бирка давала возможность купить товар по госцене, на рынке те же товары стоили бешеных денег. Талоны на бирки выдавали именные, их нельзя было передавать. Школьники тоже старались помочь и внести свой посильный вклад, работали на приусадебных участках, на сборе грибов и ягод, выращивали картофель и овощи, чем обеспечивали школьные столовые. В сборе грибов и ягод помогали городские организации.
На военных предприятиях велся строгий учет распределения дополнительного питания.

Из протокола закрытого партийного собрания завода №76 от 27 января 1943 года (о распределении дополнительного питания)
«Филатов: – У нас в цехах неправильно производится распределение дополнительного питания: дают его и невыполняющим норму, а в отдельных цехах отдельные работники съедают по несколько обедов… Перед нами стоит одна из важнейших задач: заготовить большое количество ягод, грибов, луку и т.д. К этой работе мы приступили и нами уже кое-что проделано. Но для того, чтобы успешно провести эту работу, нам должны городские организации оказать помощь…»

Из Серова – на передовую

За период 1941–1945 годов в Свердловской области был развернут 161 госпиталь. На Урал согласно принятой очередности лечения попадали самые тяжелые раненые, требующие длительного пребывания под наблюдением врачей. Что примечательно, процент излечения был высок – более 50% раненых возвращались обратно на фронт.
В Серове работали три эвакогоспиталя, размещенные в лучших городских зданиях с центральным водопроводом и канализацией: госпиталь № 2547 на 400 коек (развернут в главном корпусе городской больницы); госпиталь № 431 на 850 коек (размещен в здании Дворца культуры металлургов и школе № 16); госпиталь № 421 на 1 000 коек (расположен в зданиях гостиницы, школ №№ 22,16).
Серовчане старались всячески поддерживать раненых в госпиталях. Для них устраивали концерты и спектакли, школьники ухаживали за бойцами, кормили их, читали и писали письма.
С августа 1941 года в городе появились стихийные пункты сборы денежных средств, теплых вещей для фронта. Люди зачастую несли последнюю одежду и обувь, потому что практически не было в военном Серове семей, где никто не ушел на фронт.
Собирали посылки с теплыми вещами: было отправлено на фронт 2 200 посылок с 17 917 наименованиями. На средства жителей города было построено звено истребителей «Анатолий Серов», танковая колонна «Серовский металлург», танки «Серовский пионер» и «Серовский ремесленник». А всего серовчане отдали на эти цели 11 миллионов рублей.

Серов в годы Великой Отечественной войны находился в глубоком тылу. Здесь не шли бои, не свистели пули над головой, не слышно было разрывов бомб и снарядов, но вклад наших земляков в общую победу над врагом неоценим.
22 326 серовчан ушли на фронт, почти половина из них не вернулась домой.
4 704 – погибли в ходе боев,
1 159 – умерли от ран и болезней,
59 – погибли в плену,
4 222 – пропали без вести.
Их имена навсегда высечены на плитах городского мемориального комплекса «Вечный огонь».
Трое наших земляков, участников Великой Отечественной войны стали полными кавалерами ордена Славы: Лев Давидович Глобус, Алексей Иванович Дмитриев и Виктор Сергеевич Першаков
Десяти серовчанам за подвиги, совершенные в ходе кровопролитных сражений, было присвоено звание Героя Советского Союза. Вот их имена: Владимир Николаевич Безукладников, Степан Петрович Горбунов, Борис Петрович Кирпиков, Аркадий Николаевич Коняев, Мирон Ефимович Кузовлев, Александр Николаевич Лапин, Виктор Степанович Марков, Алексей Дмитриевич Мельников, Николай Иванович Ряпосов, Владимир Филиппович Фуфачев.

 

Ирина Перова,
по данным архивного отдела Серовского исторического музея

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.



Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: