Сегодня - Суббота 19 июля
Доллар США: 78.31 ₽ Евро: 91.08
Главная / Новости / Анатолий Серов. Жизнь в небе

Анатолий Серов. Жизнь в небе

6 апреля 2025 в 08:59
Категории: Новости

Сто лет назад, в 1925 году семья Серовых переехала в Надеждинск, где Анатолий, стремясь получить не только среднее образование, но и рабочую профессию, поступил в школу фабрично-заводского ученичества при Надеждинском металлургическом заводе.
В 1926 году Анатолия приняли в комсомол. Он быстро вошел в актив комсомольской организации учебного заведения, был избран в бюро. Серову поручили работу с молодежью, а в городском клубе он возглавил участок физкультуры и спорта.
Зимой 1928 года Анатолия Серова включили в состав сборной лыжной команды Надеждинска, которой предстояло участвовать в военизированном походе по маршруту Надеждинск – Свердловск. По итогам соревнований команда Свердловского округа заняла первое место по скорости прохождения дистанции и разделила первое место по дальности маршрута со спортсменами из Архангельской губернии.

От мартена – к самолетам

Стремление быть лучшим в профессии объяснялось не только особенностью характера Серова. Для молодого рабочего это был единственный шанс осуществить свою детскую мечту – стать летчиком. В то время авиация находилась в начальной стадии становления, и в школы пилотов отбирали только лучших представителей рабочего класса. На заводе все знали, что мартен для Серова – лишь временный этап на пути в авиацию. Едва вступив в комсомол, Анатолий сразу же подал в райком ВЛКСМ заявку на путевку в летное училище.
Весной 1929 года в Надеждинск поступило три комсомольские путевки в школы пилотов. Одну из них без обсуждения выделили персонально Серову, который только что окончил фабзавуч (школу фабрично-заводского обучения). 15 мая 1929 года стал курсантом 1-й объединенной теоретической школы летчиков и авиатехников в Вольске.
Там Анатолий Серов впервые узнал о Валерии Чкалове, который навсегда стал для него идеалом летчика. Познакомился с ним лично Серов только в 1938 году, когда уже стал маститым летчиком, героем войны в Испании. Валерий Павлович сам приехал на аэродром, чтобы оценить мастерство советского аса, о котором он был много наслышан.
Лидерские качества Серова заметило начальство. Скоро Анатолий был назначен на должность старшего летчика, а в ноябре 1932 года – командира звена. Карьера Серова в 1-й истребительной авиаэскадрилье развивалась успешно, но неожиданно в августе 1933 года его вызвали в Москву, где вручили приказ о переводе на Дальний Восток. Там Серову пришлось летать на новом для себя истребителе И-5.
Во время службы на Дальнем Востоке Анатолий Серов не раз демонстрировал образцы летного мастерства и личного мужества. В газете «Тревога», печатном органе Особой Дальневосточной Краснознаменной армии, был описан случай, когда Серов довел до аэродрома и посадил горящий самолет с неисправным мотором. В другой раз он смог посадить свой И-5 с отцепившейся от амортизатора и наклонившейся вперед под углом 40 градусов лыжей.

Родриго Матео

Пока Анатолий Серов испытывал истребители в НИИ ВВС, в далекой Испании уже шла Гражданская война. Советское правительство решило поддержать Испанскую Республику. В сентябре 1936 года первые советские добровольцы отправились воевать на Пиренейский полуостров, а в октябре начались поставки республиканцам советского вооружения. Уже тогда Серов обратился к командованию с просьбой отправить его в Испанию, но рапорт более полугода пролежал без движения.
14 мая под видом моряка торгового испанского судна «Oldecon» и с документами на имя Родриго Матео А. К. Серов отбыл из Севастополя в Испанию. Серов как летчик, имевший практику полетов на И-15, попал в эскадрилью «чатос», командиром которой был назначен капитан И. Т. Ерёменко.
Свою первую воздушную победу Анатолий Серов одержал уже в первый день операции, сбив в паре с Михаилом Якушиным итальянский Fiat CR.32. В скоротечном воздушном бою итальянцы потеряли в общей сложности 5 самолетов и поспешно отступили. Эскадрилья же Ерёменко потерь не имела и благополучно вернулась на свой аэродром.. В этот же период началась воплощаться в жизнь идея ночных действий истребителей. Потери заставили франкистов почти полностью прекратить ночные налеты.
21 января 1938 года Анатолий Серов вернулся на родину. За время пребывания в Испании он совершил около 180 боевых вылетов с общим налетом 240 часов, провел 38 воздушных боев, в которых одержал 15 побед (8 личных и 7 групповых). Летчики эскадрильи Серова сбили более 70 вражеских самолетов. За организацию ночных воздушных боев и успешную штурмовку аэродрома Гаррапинильос Анатолий Константинович был награжден двумя орденами Красного Знамени, а испанское правительство ходатайствовало о присвоении ему звания Героя Советского Союза. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 марта 1938 года Грамоту о присвоении звания 7 марта в Кремле ему вручил председатель ВЦИК М. И. Калинин.
В январе 1938 года Серову присвоили внеочередное звание полковника. В мае того же года назначили начальником Главной летной инспекции.

«Красная пятерка» над Красной площадью

Анатолий Серов с энтузиазмом взялся за новое дело. Прежде всего он привлек к работе в инспекции летчиков, имевших опыт реальных воздушных боев, своих товарищей по Испании. Он постоянно летал по воинским частям, проверял учебно-боевую подготовку летных кадров, делился своим боевым опытом с пилотами, внедрял новые методы ведения воздушного боя. Считая, что молодежь должна приходить на службу с хорошей подготовкой, Серов добился, чтобы всё новое, что появлялось в отечественной военной авиации, поступало не только в строевые части, но и в летные школы.
Несмотря на высокую занятость на работе, весной 1938 года Анатолий Серов взялся за создание собственной пилотажной группы. В то время групповой высший пилотаж считался вершиной летного мастерства и был уделом немногих. В СССР тогда существовала только одна постоянная пилотажная группа – «Красная пятерка», в которую входили самые опытные летчики НИИ ВВС. Серов же решил подготовить свою пятерку из строевых летчиков ВВС всего за два месяца, уже к ближайшему воздушному параду в Тушино. Государственная комиссия дала высокую оценку мастерству пилотажной группы Серова и допустила к участию в воздушном параде. В тот день комбриг Серов пролетел над Красной площадью дважды – сначала в качестве ведущего группы истребителей, а затем во главе своей пилотажной группы.

Последний полет

11 мая 1939 года в 8 часов 2 минуты УТИ-4 с экипажем в составе комбрига А. К. Серова и майора П. Д. Осипенко вылетел с Дягилевского аэродрома в отведенную для выполнения учебного задания по отработке вслепую виражей и змеек в горизонтальной плоскости с последующими разворотами на заданный курс. Первой под колпаком работала Полина Осипенко. Комбриг Серов корректировал ее действия из передней, открытой, кабины. Полина успешно выполнила весь предписанный комплекс упражнений на высоте 1 000 метров и в 8 часов 40 минут вернулась на аэродром. После осмотра и заправки в 8 часов 49 минут самолет снова поднялся в воздух. На этот раз под колпаком находился Серов, а Осипенко контролировала полет из инструкторской кабины. Полет был рассчитан на 40 минут, но в расчетное время летчики на базу не вернулись. Самолет был обнаружен разбившимся между деревнями Высокое и Фурсово, в 25 километрах северо-западнее Рязани. Наручные часы летчика, остановившиеся от удара, показывали время 9 часов 9 минут.
Высшее партийное руководство приняло решение о проведении государственных похорон Серова и Осипенко с захоронением урн с прахом в Кремлевской стене. 13 мая в Колонном зале Дома Союзов состоялось прощание с погибшими летчиками, куда пришли более 170 тысяч человек. Траурная процессия, в которой участвовали высшие руководители партии и правительства, прошла от Колонного зала к Мавзолею Ленина. После траурного митинга урны с прахом А. К. Серова и П. Д. Осипенко были захоронены в Кремлевской стене.
Память об Анатолии Серове широко увековечена по всей стране. 7 июня 1939 года город Надеждинск был переименован в Серов. В городе установлен бюст героя работы скульптора М. П. Крамского и архитектора Г. П. Беспамятных. В том же году имя А. К. Серова было присвоено металлургическому заводу, но в 2016 году предприятию вернули историческое название – Надеждинский металлургический завод.
Краснодарское высшее военное авиа-ционное училище летчиков носит имя А. К. Серова, на его территории установлен бюст героя.
Мемориальные доски в честь Серова есть в Воронцовке, Чкаловском, Карпинске. Именем Серова названы улицы, проспекты и переулки во многих городах России и бывшего СССР, включая Омск, Архангельск, Воронеж, Минск, Пермь и другие.
Ежегодно 2 апреля десятки мальчишек приносят свои макеты самолетов, сделанные в клубе «Квант», к бюсту Анатолия Серова. Среди них есть макеты машин, на которых летал наш прославленный комбриг. А пять лет назад над улицей Заславского на семиметровую высоту «взлетел» легендарный истребитель И-16 – именно на таком Анатолий Серов возглавлял авиационную группу «Красная пятерка» на воздушных парадах в Москве.

Тамара Романова

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.



Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: