Сегодня - Пятница 18 октября
Доллар США: 97.15 ₽ Евро: 105.76
Главная / Новости / «Эшелон Победы» прибыл в Серов

«Эшелон Победы» прибыл в Серов

14 мая 2024 в 16:40
Категории: Новости, Победа

 

В канун Дня Победы на Свердловской железной дороге собрали состав из раритетов военного и послевоенного времени: солдатского вагона-теплушки, офицерского вагона, аптеки-перевязочной, вагона-санпропускника, вагона-кухни, хлебопекарни. Во главе поезда – паровоз «Лебедянка».

На открытых железнодорожных платформах разместили образцы исторической военной техники, станки с эвакуированных на Урал заводов. Железнодорожники поддерживают традицию встречи поездов Победы на вокзалах и станциях СвЖД уже более 10 лет.
В этом году ретропоезд сделает остановки на восьми станциях в Пермском крае, Свердловской и Тюменской областях: 8 мая он выехал из Перми, завершит маршрут 21 мая в Тобольске. Серову в этом году повезло: Эшелон Победы, кроме нашего города, смогут увидеть только в Екатеринбурге, Верхней Пышме, Каменске-Уральском и Талице.
Серовчане не преминули воспользоваться таким прекрасным случаем, и за полчаса до того, как показался белый дым паровоза, на перроне уже были сотни людей разного возраста. Большинство пришли с детьми, ведь именно им было интересно вживую увидеть танки, пушки, да и паровоз – уже диковинка. Кстати, к нам приехало немало гостей из Краснотурьинска, Карпинска. Привокзальная площадь и примыкающие к ней улицы были забиты машинами, микроавтобусами.
Посмотреть в самом деле было на что. Волонтеры Ресурсного центра «Сила Урала», добровольные помощники из Центра «Эдельвейс» помогали сдерживать поток людей и регулировали группы экскурсантов, запуская в вагоны по 20–30 человек.
Интересным было всё: кроме техники на открытых платформах – теплушки, вагоны-санпропускники, кухня военно-санитарного поезда. Впервые в этом году в «Эшелон Победы» были включены вагоны Памяти с фотографиями железнодорожников-участников войны. Удивление вызывала, казалось бы, обычная цистерна, но в годы войны они были важной составляющей бань и банно-прачечных дезинфекционных поездов.
Самым первым вагоном в череде тех, где смогли побывать все желающие, был штабной, иногда в военные годы выполнявший функцию клуба на колесах.
Здесь был рабочий кабинет и спальное место начальника военно-санитарного поезда. Здесь же – и купе швейной мастерской, где девушки подшивали и зашивали одежду раненых, постельное белье, – как рассказала экскурсовод, с самого начала войны было принято решение о создании таких военно-санитарных поездов. – На Егоршинском участке Свердловской железной дороги им. Кагановича (так она называлась в те годы) был объявлен сбор денежных средств, собрано около 200 тысяч рублей для оборудования вагонов военно-санитарного поезда № 227, чей путь вы видите на карте.
И хотя в маршруте нет станции Серов, стоит напомнить, что в годы войны в нашем городе располагались три тыловых госпиталя.
Не менее важной, чем забота о лечении раненых, была и задача накормить их. Интересные и малоизвестные факты о фронтовом хлебе рассказали в вагоне-кухне, где все оборудование настоящее, отреставрированное и сохраненное с тех военных лет.
Конечно, таких вагонов в годы войны не хватало, а фашисты устраивали за ними особую охоту, получая за это высшие награды вермахта, – рассказал Евгений Викторович, встречавший группы экскурсантов у больших баков полевых кухонь.
В соседнем вагоне-хлебопекарне Светлана Юрьевна в белом кителе полкового повара рассказала, из чего делали хлеб для солдат.
Хлеб был главным, а порой и единственным источником питания для воинов. Конечно, это не тот хлеб, который мы едим сейчас. Сначала его пекли из ржаной муки грубого помола, но зерна катастрофически не хватало, и в муку добавляли вначале любую крупу, которая была в наличии, а потом – любой овощной жмых, листья березы и даже опил. К концу войны в хлебе было всего пять процентов зерновой муки. В таком вагоне выпекалось по две с половиной тонны хлеба, его раздавали на станциях воинским частям.
Вел победный состав машинист-инструктор Андрей Завьялов, чью железнодорожную форму украшают боевые ордена и медали. И это не праздничная атрибутика, а награды времен афганской войны.
Сегодня меня радует такой искренний интерес молодежи, детей к нашему Эшелону Победы, вообще к теме Великой Отечественной войны, – говорит Андрей Николаевич. – Я не первый год езжу с таким составом, начинали еще в 2010 году, и хорошо, что с каждым годом всё больше людей приходит посмотреть наши экспонаты.
Конечно, мальчишки не могли остаться равнодушными при виде настоящего танка Т-34-85, выпущенного в 1944 году, 76-миллиметровой дивизионной пушки ЗиС-3 образца 1942 года и 37-миллиметровой зенитной пушки 61-К образца 1939 года, реактивной системы залпового огня БМ 8-48 1942-1943 гг. выпуска. И снова стоит сказать, что детали снарядов знаменитой «Катюши» изготавливались в Серове на заводе № 76 (механический завод). Вся эта боевая техника предоставлена музейным комплексом УГМК г. Верхняя Пышма, и вся она – с боевой биографией.
Весь день до 17 часов к Эшелону Победы шли и ехали люди, а на площади выступали творческие коллективы Дома культуры «Надеждинский», ДКЖ им. Н. И. Кузнецова, Дворца культуры металлургов. Бурными аплодисментами зрители сопровождали танцы коллектива «Не Профи Денс» ДКЖ и Вальс Победы.
Это стало прекрасным завершением череды праздничных мероприятий в честь Дня Победы.

Тамара Романова

Фото автора

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.



Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: