Сегодня - Пятница 19 апреля
Доллар США: 93.44 ₽ Евро: 99.58
Главная / Город / И вся королевская жизнь. Актриса Серовского театра драмы Светлана Королёва отмечает юбилей

И вся королевская жизнь. Актриса Серовского театра драмы Светлана Королёва отмечает юбилей

5 июля 2020 в 09:53

 

Королевы бывают разные. Недосягаемые и тщеславные, капризные и глупенькие. А бывают – сильные, умные, несгибаемые и самодостаточные, оставаясь королевой, даже если корону приходится отложить в сторону…

 

Наша героиня носит фамилию, в которой игра слов «королЕваКоролЁва» преследует ее по жизни. И это неудивительно. Светлана Васильевна Королёва – фигура незаурядная, видная, не заметить её самоё и ее талант – актерский, организаторский, человеческий – невозможно. Заслуженная артистка России, актриса Серовского театра драмы, много лет проработавшая его директором. Сегодня она еще и руководитель народного театра ДКМ, режиссер и постановщик многих массовых городских праздников.

5 июля Светлана Васильевна отмечает свой 80-летний юбилей, из них 55 лет отдано сценической жизни, 33 – на серовской сцене.

 

Первая красавица Свердловска 60-х годов.

 

Театр как способ существования

Для автора этих строк имя нынешней юбилярши имеет особое значение. Дело в том, что у начала моей осознанной любви к нашему театру есть точная дата – 27 марта 1991 года. В тот день состоялся творческий вечер Светланы Королёвой. В памяти навсегда осталась невероятно теплая атмосфера, возникшая на сцене и в зрительном зале, которую создал ведущий вечера – главный режиссер театра Виктор Дмитриевич Узун. В театральном архиве сохранилась публикация из «Серовского рабочего», рассказывающая об этом событии. В ней есть слова Узуна о Королёвой, которые очень точно передают суть ее творческого характера.

«У Королёвой сложилась счастливая театральная судьба. В общем-то, это редкость в театре. Конечно, первопричина ее успеха – это большой актерский дар, полное и глубокое овладение профессией. Но не только это. Для Королёвой театр был, есть и всегда будет чем-то намного большим, чем профессия и призвание. Для нее театр – способ существования, единственно возможный. Что я вкладываю в это понятие? Королёва – по природе своей человек очень энергичный и деятельный, по воспитанию и самовоспитанию – исключительно преобразованно настроенный к жизни, человек широчайшего творческого и человеческого диапазона. Масштабная личность… И она еще проявит себя. У нее все только начинается…»

 

 

Как в воду глядел! Через два года, в 1993-м, ей присваивают звание «Заслуженная артистка РФ». В том же году ее назначают директором театра.

 

Директор

Эдгард Соловян, супруг Королёвой, был известным театральным деятелем, которого в 1987 году направили в серовский театр, пребывавший в то время в экономическом кризисе. Эдгард Александрович, несмотря на свою профессиональную востребованность, яркую внешность (красавец!) и фронтовые заслуги перед отечеством был чрезвычайно скромным человеком. Никогда не выпячивал свой военный путь, а он ведь на фронте воевал летчиком-истребителем, на его счету – десятки подбитых немецких самолетов. Был серьезно ранен, инвалид Великой Отечественной, из-за ранений и напряженной послевоенной работы последние годы был прикован к постели…

Он успел для серовской драмы сделать главное – за шесть лет плодотворной работы вытащил театр из экономического завала: устраивал гастроли, наладил внутреннюю дисциплину, выстроил репертуар, вернул в театр зрителя.

 

Первая роль – Эсмеральда.

 

Когда супруг заболел, Светлане Васильевне пришлось, хочешь – не хочешь, помогать ему в делах, хотя в этом она мало что понимала. Эдгард потихоньку ее «натаскивал» и подводил к мысли, что после его ухода она возьмется за руководство театром. Она сопротивлялась до последнего. Но другого выхода не было – дала обещание…

13 лет на посту директора Серовской драмы, в течение которых она удержала театр в 90-е, а затем в начале двухтысячных вывела его в передовые, омолодив труппу, доверив постановки начинающим режиссерам. Это было переломное время и для театра, и для нее лично, испытание, которое она с честью выдержала…

 

Актриса

Единственное, о чем сожалеет, то, что из-за руководства театром она почти ничего не играла. А годы-то шли, и многие роли уходили вместе с ними. «Директорству нужно было отдавать сердце и душу – ничуть не меньше, чем на сцене… Тогда мне был важнее сам театр, а не личная актерская карьера… Да и играть хочется что-то по-настоящему стоящее».

 

В роли Аксиньи в спектакле «Тихий Дон».

 

И такие роли в ее послужном списке есть: Аксинья в «Тихом Доне», Ивонна в «Ужасных родителях», Аркадина в «Чайке», Васса Железнова в «Вассе», Памела Кронки в «Дорогой Памеле», Анна в «Последнем сроке». А еще – крохотная, почти бессловесная роль в спектакле «Эшелон», где она сыграла старуху-еврейку. Когда она говорила со сцены свой единственный монолог, то в горле перехватывало дыхание и в зале становилось тихо-тихо. Так играть может только Мастер.

 

В роли Аркадиной в спектакле «Чайка».

 

Скоро мы увидим Королёву в интереснейшей роли в уже готовом, но так и не вышедшем пока к зрителю спектакле «Баба Шанель» по пьесе Николая Коляды в постановке Александра Сысоева. Спектакль, который (чеховцы очень на это надеются!) откроет следующий, 79-й театральный сезон. Так получилось, что образ Капитолины Петровны, поначалу не предполагавший занять явные лидирующие позиции в спектакле (в пьесе все роли выписаны ярко и выпукло), благодаря ее игре, приобрел очень глубокий смысл. В этой роли многое от нее самой. Ее героиня умирает в конце первого акта и, как птица Феникс, возрождается во втором:

– Селедки, дайте мне селедки. (Хрипит). Селедки хочу. (Пауза). Не дали селедки.

Она остроумна и даже цинична, но ее Капочка – артистическая личность, и такой непременно нужна публика, чтобы себя показать. Может, поэтому Капитолина и в хор «Наитие» подалась. Ее героиня получилась с судьбой, а это в драматическом театре, может быть, самое ценное. И в спектакле Королёва играет свою Капу не 90-летней старухой, а женщиной, которой интересно с собой, ей не скучно жить. Будем надеяться, что эта роль пополнит список любимых ролей Актрисы.

 

В роли старой еврейки в спектакле «Эшелон».

 

 

Народники

2005 год Королёва вспоминает с внутренним содроганием. В одночасье рухнуло ее директорство, она была отстранена от дел, внешняя причина – «преклонный» возраст. Ей исполнилось тогда 65. Глядя на нее сегодняшнюю – вечно моложавую и энергичную, играющую и ставящую спектакли, о той дате всерьез даже смешно говорить. Нетрудно представить, что она испытывала в те трагические для нее дни и месяцы. Театр перестал быть домом. Вот почему народный театр она воспринимает как спасение. Хотя никакой легкой жизни он не сулил, в то время он тоже переживал нелегкие времена. И вот 15 лет уже вместе – и в радости, и в печали. Одной творческой семьей. Каждый год – новый спектакль, да такой, что обязательно отмеченный победами на межрегиональном фестивале-конкурсе любительского искусства «Стиль – УГМК». В 2013 и 2016 годах спектакли «Кентервильское привидение» и «Ромео и Джульетта в солдатских шинелях» получили Дипломы 1 степени.

Новой творческой вехой в биографии режиссера и руководителя народного театра стало ее обращение к православной культуре. Содружество с наместником Собора Преображения Господня Симеоном Шестаковым привело к совместной идее – созданию в народном театре спектаклей православного направления, которые пользуются большим успехом у зрителей – и не только Серова, но и Верхотурья.

Вообще про своих народников актриса может говорить бесконечно. Одно то, что за 15 лет она выпустила во взрослую жизнь сотни ребят, которых приохотила к чтению, к искусству, к более осмысленному отношению к жизни, уже великое дело! А есть еще среди них и те, кто выбрал актерскую профессию, а также работу в сфере культуры. Так что все усилия не зря…

 

Евгений Миронов и Чарли Чаплин

В 2018 году в жизни Светланы Васильевны произошло поистине королевское событие. Народный артист РФ Евгений Миронов пригласил нашу героиню на церемонию празднования 10-летия фонда «Артист» в Москву. Она оказалась в числе 26 приглашенных ветеранов сцены. В основном это были ветераны столичных театров – известные артисты: Игорь Ясулович, Алиса Фрейндлих, Ольга Антонова, Светлана Дружинина и другие. Премию «Признание» со статуэткой Чарли Чаплина (символа фонда) со сцены ей вручил Юрий Стоянов. Торжество проходило в Стравинском зале Геликон Опера в окружении всех медийных лиц, а потом еще были три дня экскурсий и встреч с ведущими театральными мастерами. Конечно, мы ждали Королёву из Москвы, как триумфаторшу! Обреченные на ее вдохновенные рассказы обо всем увиденном и пережитом. Наивные! Мы забыли, что это – не только Королёва, но и Королева!.. Очень спокойно, без придыхания, что-то рассказала и… быстро об этом забыла.

 

По приглашению Евгения Миронова Светлана Королёва участвовала в церемонии празднования 10-летия фонда «Артист» в Москве, где Юрий Стоянов вручил ей премию «Признание» со статуэткой Чарли Чаплина – символа фонда.

 

Подумалось, а у нее и по жизни так: разве она где-то «хвасталась» тем, что в Саратове на одной сцене играла с Олегом Янковским? Что после ее Аксиньи в «Тихом Доне» – спектакле ростовского театра, прогремевшего на всю страну, она встречалась с автором – самим Шолоховым! Она принимала участие в съемках передачи «Встреча двух Аксиний» на телевидении с участием знаменитой Элины Быстрицкой, которая чуть раньше сыграла свою Аксинью в кино. Так что ничего удивительного. Одним словом – самодостаточная…

 

Искусство быть свободной

Характер Светланы Королёвой сформировали улица и бабушка-цыганка. По маминой линии все женщины были вольные, властные, независимые. Детство (Королёва родилась и выросла в Свердловске) было послевоенное, жесткое. Нельзя было быть бесхребетной. С младшей сестрой (ныне народной артисткой Иркутского театра драмы им. А. Вампилова Натальей Королёвой!) девочки были предоставлены сами себе. Экстремальные игры, например, кто дольше всех пролежит на рельсах, ближе подпустит к себе трамвай… Понятно, что победу одерживала Светлана. «Сколько себя помню, все время с кем-то или с чем-то воевала. То с мальчишками во дворе, то в школе отказалась вступать в комсомол – это в те-то годы!.. В 16 лет сбежала из дома, хотелось вырваться из-под опеки матери».

В 16 лет она влюбилась в своего руководителя театральной студии, куда ее записала мама, чтобы хоть как-то оградить от улицы. Это был Леонид Рыбников, ставший ее первым мужем и отцом ее единственной дочери Анны. Сбежала с ним подальше от дома. И начались ее театральные университеты. Ей повезло с мужем – Леонид был хорошим человеком, талантливым артистом. Сейчас ему далеко за 90, но он по-прежнему деятелен и даже занят в нескольких спектаклях екатеринбургского Камерного театра. Все в их отношениях могло быть иначе, если бы не ее характер, в основе которого – бескомпромиссность.

До того, как приехать в Серов, были Саратов, Ростов-на-Дону, Дальний Восток, Нижний Тагил, Лысьва, и везде – главные роли, успех.

 

 

«Если бы не характер, могла бы работать в крупнейших театрах, сыграть лучшие роли… Но я не жалею ни о чем. Я сейчас вот о чем подумала. Наверное, это странно звучит: выбрав профессию артиста – профессию зависимую, я все время стремилась к свободе и желанию быть правдивой. Я не знаю, как это во мне совмещается. Но свои удары судьбы я получаю именно по этой причине. И меня уже не переделать, так и продолжаю жить по юношескому принципу: лучше горькая правда, чем вранье и приспособленчество. Уважаю людей, которые не боятся, которые умеют мыслить, совершать поступки».

 

Раида СТРУНКИНА

Фото предоставлены автором

 


 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.



Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: