Сегодня - Среда 21 мая
Доллар США: 80.31 ₽ Евро: 89.97
Главная / Культура / Какая ж песня без баяна?

Какая ж песня без баяна?

1 июля 2023 в 07:50
Категории: Культура, Новости

 

Отметивший 125-летие один из самых любимых народных инструментов – баян – вновь становится популярным и востребованным.

Руководитель отделения народных инструментов Серовской детской музыкальной школы им. Г. Свиридова Ольга Аксенович уверена, что баян вновь обретет всеобщую любовь, зазвучит с новой силой в городах и селах, как это было лет 30-40 назад. И гордится своими учениками, которые не просто освоили этот инструмент, но и покоряют вершины музыкальных конкурсов. Один из них – Илья Вшивцев.
Впервые я услышал баян от прадедушки, который приезжал к нам в гости, играл, а мы, дети, слушали. Мне понравилось, и я решил продолжить традицию. У баяна большие возможности, на нем можно играть и классику, и народную музыку. Сейчас я окончил девятый класс, сдал все экзамены хорошо, буду поступать в музыкальное училище в Санкт-Петербурге. Хочу стать профессионалом, родители поддерживают, особенно мама, – с Ильей мы встретились за неделю до его отъезда в Санкт-Петербург.
Как признается Ольга Валерьевна, в свое время баян в музыкальной школе был востребованным инструментом.
Потом – какой-то провал. Сейчас мы только начинаем возрождение баяна, если раньше у нас было пять-шесть и даже больше преподавателей, у каждого по 15 учеников, то сейчас только двое. В свое время была маленькая зарплата у музыкантов, и я не имела даже морального права отправлять детей учиться в музыкальные училища, зная, что им будет трудно содержать семью, покупать хороший инструмент. Тем более что на баяне и аккордеоне играют в основном мальчишки. И только те, кто не мыслит себя вне музыки, видит себя только музыкантом, могут преодолеть все сложности. И такие дети сейчас у нас появились.
Сейчас в лицее искусств Санкт-Петербурга учится один из ярких учеников ДМШ Кирилл Дворцов, он уехал год назад вместе с семьей в северную столицу. Сейчас туда же отправился Илья Вшивцев.
Я уверена, что у этих ребят большое будущее в профессии. Меня радует, что начинается расцвет внимания к баяну, появились новые технологии обучения, мы сейчас в музыкальной школе выпускаем почти профессионалов, которые уже готовы к дальнейшему освоению инструмента. Ведь главное не то, на чем ты играешь, а какой ты музыкант. Инструмент – всего лишь средство выражения твоего внутреннего мира. Мы должны в школе сформировать музыканта, научить, как с помощью, к примеру, баяна или скрипки выразить свои чувства. Конкурсы, фестивали разного уровня показывают, как много сейчас качественно играющих детей. Баянисты-профессионалы играют такую музыку, что лет 50 назад и не снилось. Мало того, современные классические композиторы Софья Губайдуллина, Михаил Броннер сейчас пишут для баяна, открыв для себя его возможности. Губайдуллина, в свое время послушав баяниста Владислава Золотарева, сказала: «Я люблю это чудовище за то, что оно дышит». У нее есть соната, пьесы для баяна.
Популяризации этого инструмента, который 125 лет назад родился в глубине России – на самарской земле, во многом помогают программы на центральных телеканалах, куда приглашают и профессионалов, и самородков из разных уголков страны.
Пока не хватает преподавателей народных инструментов в музыкальных школах, – в кадровом голоде видит проблему Ольга Валерьевна, у которой 27 лет преподавательского стажа. – Хочется надеяться, что подрастут молодые музыканты и придут в школы учить детей.
В настоящее время в Серовской ДМШ идет второй поток набора детей на обучение, до конца августа еще можно прийти на прослушивание.
Конечно, музыкантом может стать не каждый. Моим учеником будет только тот ребенок, который желает сам научиться играть на баяне. Не хочу тратить силы и время на того, кого нужно заставлять играть. Слух, чувство такта имеют значение, но это можно и воспитать. И еще очень важна координация движений, потому что у баяна две клавиатуры и важно управлять двумя руками. Конечно, требуется физическая подготовка ребенка, ведь нужно держать на себе инструмент, не очень легкий.
Ольга Валерьевна, вырастившая уже не один десяток музыкантов, большое значение придает семье, отношению родителей к учебе.
Я всегда говорю: «Не ругайте ребенка, только хвалите. Сделал маленький шажок, отметьте, что вчера он этого еще не мог». Ребенок уже умеет что-то, что не умеете вы. Пример мамы Ильи Вшивцева: она каждый раз просила его поиграть что-нибудь, пока сама готовит на кухне и обязательно хвалила. И я увидела прямую зависимость: дети, которых хвалят дома, на сцене не волнуются. Радует успехами 10-летний Миша Барбаков, обладатель гран-при областного конкурса в Краснотурьинском музыкальном училище. Он берет первые места на всех областных конкурсах, куда мы с ним ездим. Ване Кочурову только исполнилось десять лет, но он уже показывает хорошие результаты. Есть у меня семилетний малыш, который явно будет расти в нужном направлении. Дети приходят к нам и в шесть лет, у нас есть маленький баянчик, который мы им даем домой. Самый оптимальный возраст семь-десять лет. Раньше дети еще читать не могут, а старше – это уже «потерянное поколение», гаджетозависимое. Если в семь лет мы можем еще отвлечь ребенка, заинтересовать музыкой, то потом это сделать сложнее.
Баян часто называют «душой русского народа». И слушая игру юных музыкантов, тем более – народного коллектива «Премьер-оркестр» ДКМ, которым руководит выпускница Серовской детской музыкальной школы Капитолина Сафонова, понимаешь, как красива и глубока эта душа.

 

Тамара Романова

Фото предоставлено Ольгой Аксенович

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.



Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: