Сегодня - Пятница 18 октября
Доллар США: 97.15 ₽ Евро: 105.76
Главная / Новости / Коко из уральской глубинки

Коко из уральской глубинки

12 октября 2024 в 07:53
Категории: Новости

 

В 70-80-х годах прошлого столетия на севере Свердловской области репортажными снимками славился Александр Потапов. Выработав стаж в шахте, он обеспечивал прекрасной фотоиллюстрацией газету Североуральска. В «Заре Урала» Краснотурьинска долго и плодотворно трудился Виталий Петрик. Среди газетных фотокорреспондентов Северного Урала более позднего периода нельзя не отметить творчество Владимира Суворина из Карпинска. В Серове же до сих пор помнят имя первого фотокора газеты «Серовский рабочий» Василия Коковихина, сотрудничавшего с ТАСС.

Смел да умел

Родом он с Вятки. Как все деревенские мальчишки рано познал крестьянский труд. Семья считалась крепкой, хотя и не жила богато. С земледелием справлялись своими силами, работников не нанимали. Десять лет исполнилось пареньку, когда в России произошла социалистическая революция. Всё изменилось в коллективизацию. Лошадь, корову увели со двора. Отца выслали. Вот тогда познали, что такое бедствовать. Василий, недолго размышляя, завербовался на стройку в Березники Пермского края. Кое-какой навык имел. Плотницкое дело осваивал легко, с интересом. Инструмент словно играл в молодых сильных руках.
Решение перебраться на север Урала пришло само собой – в Надеждинске обосновались родственники. Мастеровитого рослого юношу быстро заметили, зачислили в ударную строительную бригаду. На его глазах и при его участии росли лечебные корпуса больничного городка со сквером и фонтаном, встали в ряд двухэтажные деревянные дома для медицинского персонала. Сильный, ловкий, скорый, он умело обращался с топором, рубанком, пилой, молотком, смело орудовал на стропилах при устройстве кровли. Довелось возводить жилые дома на улице Парковой, участвовать в строительстве Дворца культуры металлургов и его открытии в 1931 году.
Спустя полвека на юбилейном торжестве Василий Иванович Коковихин оказался в числе награжденных памятной медалью с изображением здания ДКМ, признанного памятником архитектуры регионального значения.

Случай, ставший счастливым

Жизнь налаживалась в рабочем поселении, получившем в 1926 году статус города. И у Василия всё складывалось благополучно. В руках – надежная профессия, стабильный заработок. Приобрел велосипед. Встретил свою любовь, женился. Родилась дочурка-первенец. Но размеренно текущая его жизнь враз превратилась в бурную событиями. Всё изменил случай.
Однажды на городском рынке стремительный Василий притормозил у оживленной толпы и долго не мог уйти. Так происходит, когда простое любопытство перетекает в любознательность. С того дня каждый раз, бывая на рыночной площади, спешил к заветному месту и надолго там задерживался. Стоял в сторонке и наблюдал за действиями фотографа-моменталиста Ибрая Нигматуллина. Люди, сменяя друг друга, вставали и замирали перед громоздкой камерой, не мигая, не улыбаясь. А вскоре восторженно разглядывали полученные фотокарточки.
Таинственный процесс завораживал, а Василия – по-особому: ему страсть как хотелось совершать чудо самому. Но так, чтобы люди на фото выглядели не застывшими истуканами, а живыми. Свою гордость и радость, свой двухколесный транспорт он без сожаления обменял на фотоаппарат. За первым шагом последовал второй. Напросился в ученики в фотомастерскую Ногтева. Освоил зарядку и проявку фотопластинок, фотопленки, составление растворов для печати снимков. Фотографировал всё, что видел. Дома и деревья при дневном и вечернем освещении, людей вблизи и издалека, в профиль и в анфас, на улице, в парке, в помещении. Кто-то бежал, кто-то стоял, кто-то смеялся, читал газету, играл с ребенком… Это так увлекло, что даже потеснило любимые занятия рыбалкой и охотой. А если выбирался в лес, на речку, не забывал прихватить аппарат. Фотоснимки печатал на кухоньке с занавешенным окном. Потом спешил показать родне. Раздавал друзьям, знакомым, а то и совсем незнакомым людям.

Из плотников в фотокоры

Кто-то посоветовал ему показать фотографии в редакции местной газеты «Пролетарий», ставшей в 1939 году в связи присвоением городу нового имени «Серовским рабочим». Снимки сразу по достоинству оценили, почти все опубликовали. Под каждым стояла фамилия автора. Так плотник стал фотокорреспондентом, а вскоре и уже на долгие годы хорошо известным в городе и округе человеком.
Высокий, крепко сложенный, громогласный Василий Коковихин быстро освоился в коллективе газетчиков. Все журналисты тогда были бойкие, шумливые, рьяные. Общительность, открытость молодого человека пришлись им по душе. Со временем Василий стал заводилой разговоров на разные темы. Литературные сотрудники с удовольствием отправлялись с ним за репортажами, собирать материал для будущих статей, очерков. Александр Лестов, техник по образованию, познакомил Василия с полным циклом металлургического производства, заводскими цехами. Борис Черезов освещал на страницах газеты школьную жизнь, спортивные мероприятия и всегда оставался доволен фотоиллюстрацией. Василий внимательно слушал пояснения, запоминал и вскоре стал легко ориентироваться, где бы ему ни пришлось оказаться.
Частенько до позднего часа задерживался в фотолаборатории, даже в выходной. Бывало, заночует в редакции, положив под голову газетную подшивку. А рано утром на столе редактора лежали готовые снимки. Еще больше их обновлялось на стенде у редакции газеты, мимо которого люди не проходили. Горожане шли сюда специально, делая крюк по дороге с работы. Знали, что кроме свежего выпуска газеты обязательно увидят много интересного. Газетный стенд стал особенно популярным с появлением сатирических выпусков рабселькоровского клуба. Хорошим подспорьем его художникам и поэтам служили снимки Коковихина. Он и сам находил темы для резких фотообвинений.

Дядя Вася, достань воробышка!

Возвращение фотокора после очередной съемки наполняло редакционные кабинеты оживленными разговорами, смехом. И громче всех был Василий, легкий на шутку и щедрый на дружеские прозвища, не вызывавшие у коллег обид, а только улыбку. И к нему в редакционной среде прочно пристало одно. Он откликался как на что-то обыденное, когда называли «Вася Коко» или просто «Коко».
Редакция располагалась в большом жилом доме, во дворе всегда бегало много ребятни. Завидев фотокора, весело щебечущая толпа обступала его, а он, величественно возвышаясь, и не пытался вырваться, находил, о чем поговорить с юными почитателями. Не только от сорванцов слышал: «Дядя Вася, достань воробышка!» Как же это казалось точно, символично в обращении к нему. Не просто из-за роста. Словно маленький воробышек уютно умещался в его огромной ладони фотоаппарат «ФЭД». Они всегда были вместе.

Шагал широко

Василий работу в газете совмещал с сотрудничеством с ТАСС – Телеграфным агентством Советского Союза. Его фотоснимки металлургов, горняков, шахтеров, лесозаготовителей, представителей северных коренных народов разлетались по различным печатным изданиям нашей огромной страны. Целая серия фотографий Коковихина посвящена Анатолию Константиновичу Серову и его двоюродному брату, тоже летчику, погибшему в годы Великой Отечественной войны.
На фронт Василия Коковихина не призвали. Великан не слышал на одно ухо. Потому и собеседники повышали голос, зная о его недуге. Всю войну трудился в газете, отмеряя десятки километров ради нескольких фотоснимков. Шагал всегда широко, ходил быстро. По улицам, по таежной тропе, по пригородным дорогам. Скор был во всем. Прежде всего – большая работа и высокая ответственность.
Фотосъемка в шахтах, угольных разрезах Богословска (ныне город Карпинск), на рудниках поселка Турьинска (г. Краснотурьинск). Для него обыденным считалось преодолеть 40-50 километров. Нужны снимки проходчиков, забойщиков, маркшейдеров Петропавловска (ныне Североуральск), и Коковихин, взяв запас фотопленки, снова в пути. Прошел 100 километров, выполнил поставленную задачу и пешком же вернулся назад. А километров 10 до села Филькино для него, что сбегать за водой до колодца у дома. Сейчас же немало владельцев транспорта в магазин за хлебом пешком не ходят.

Фотомастер по туризму

Василий с гордостью носил на пиджаке значок «Мастер спорта по туризму». Увлечение охотой, рыбной ловлей к этому его достижению отношения не имеют, как и переходы, связанные с работой. В середине прошлого столетия в Серове на металлургическом заводе возникло мощное туристическое движение. В каждом цехе, в отделах заводоуправления и разных службах были турсекции, объединенные в турклуб. Не десятки, сотни(!) молодых рабочих и служащих ходили в походы выходного дня, более опытные – и в многодневные. Совершали экскурсионные поездки по соседним городам с посещением музеев, шахт, рудников. Состязались в готовности к путешествиям на летних и зимних туристских слетах. К туристам-заводчанам примкнули студенты Серовского металлургического техникума. В 16-дневном зимнем походе на Денежкин Камень их сопровождал «дядя Вася».
О том периоде сохранилось немало фотографий, сделанных Коковихиным. То не просто щелчок за щелчком фотоаппарата, а пешие переходы и на лыжах, восхождение на горные вершины, сплав по бойким рекам. Туристическое объединение метзавода имени А. К. Серова в 1952 году признали лучшим среди предприятий черной металлургии СССР. В чем есть и несомненная заслуга фотодокументалиста Василия Коковихина.

К съемке всегда готов

«Дядю Васю» знали все и уважали. Многие семейные альбомы хранят его снимки. Стал пенсионером – посыпались приглашения и на свадьбу, и на похороны. Не отказывал, шел и снимал, не думая сколько заплатят. Все знали, что он безотказен и доброжелателен. Не жаден до денег. Тратил на химикаты, пленку, фотобумагу. Что оставалось, приносил в дом, детям. Не мог он расстаться с тем, что искренне и навсегда когда-то полюбил, что стало смыслом его жизни.
В начале семидесятых редакция «Серовского рабочего» при поддержке своих общественных корреспондентов-фотолюбителей организовала фотовыставку в фойе кинотеатра «Родина». Там были представлены и работы Василия Ивановича. Отлично помню эти снимки! Со временем не затмили мое первое впечатление, мой восторг ни масса увиденных прекрасных фоторабот на выставках, в журналах «Советское фото» и «Чешское фото», ни обилие прекрасных фотографий в интернете.

Помните, потомки!

Мальчишка у фотоштатива подражает позе отца. Малыш – сын Василия Ивановича. Вырос Анатолий и единственный из пятерых детей Василия и Валентины Коковихиных заинтересовался фотоделом. Но не выдержал критических оценок отца. Разжечь костер в лесу в дождливый день научил, обращаться с ружьем на охоте, пилить и колоть дрова, заготавливать кедровый орех научил, а вот свои секреты, как получить хорошие фотоснимки, не смог раскрыть. А возможно ли такому научить? Привить навыки построения кадра – да, но как вдохнуть в каждый снимок содержание, красноречие?! Такое чутье приходит не с опытом, с талантом.
Тяга к фотосъемке от деда передалась внуку – сыну Анатолия. Алексей, уехав жить на Волгу, не расстался с юношеским увлечением. Остальные дети Василия Ивановича в советскую пору породнились с Украиной, откликнувшись на призыв завода-новостройки. Для них своим стал город на Днепре. Столько времени прошло, столько воды утекло… Внуки-правнуки-праправнуки мастера-самоучки, где вы, с кем вы? Достойны ли вы памяти прадеда – доброго, честного, одаренного особым видением человека, в своих фотографиях запечатлевшего частицу нашей общей истории?

Галина Гулина

От редакции. Галина Геннадьевна Гулина в свое время была отличным фотокорреспондентом в газете «Серовский рабочий» и заядлым туристом, переняв страсть к фотографии и туризму у своего отца Геннадия Гулина. Потом много лет была редактором газеты «Трудовая вахта». Спасибо ей за память и за прекрасный очерк о ее старшем коллеге.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.



Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: