Сегодня - Среда 24 апреля
Доллар США: 92.51 ₽ Евро: 98.91
Главная / Город / Месяц примирения, очищения души и тела

Месяц примирения, очищения души и тела

28 апреля 2022 в 07:07
Категории: Город, Культура

1 апреля в мусульманском мире начался месяц Рамадан, который завершится 1 мая, а 2 мая верующие отмечают праздник разговения – Ураза. Рамадан считается наилучшим временем для примирения, решения всех семейных проблем и споров.

В этот месяц нужно обязательно простить все обиды, забыть все плохое и начать жизнь с нового листа. Рамадан принято проводить в кругу родных, обязательно собираясь на ифтар (вечерний прием пищи) всей семьей или в мечети. По приглашению имама-хатыба Ильнура хазрат Мансурова я посетила такую вечернюю трапезу и поговорила с приверженцами одной из самых молодых религий.

С Аллахом в душе

rbt

На женской половине соборной мечети – несколько пожилых мусульманок и молодые женщины с детьми. Разговариваю с ними, пока мужчины готовят угощение, – скатерти с блюдами тут прямо на полу в разных местах, чтобы вместить как можно больше прихожан. И первый вопрос – насколько тяжело держать пост, ведь принимать пищу и даже пить можно только утром – до восхода солнца и вечером, на его закате.
– Ни грамма нетяжело, я очень хорошо себя чувствую, легкость в теле чувствуется. Конечно, в советские времена открыто это нельзя было делать, но втайне мы соблюдали все требования Корана. После войны мой отец Ахметгарей был тут муллой, в частном доме в Самском поселке они проводили все эти мероприятия, – Райхана выросла в этой атмосфере и традиции своего народа чтит всю жизнь.
В такой же семье, почитающей Аллаха, выросла и ее ровесница Налия.
– Мы – военные дети – росли в строгости. Сейчас другие времена, можно открыто говорить о своей религии, и ведь не только о мусульманской. И это очень хорошо. Я помню, как мой отец возвращался из дома, который был мечетью, и рассказывал, что приходили милиционеры, проверяли, что они там делали. А ведь любая религия плохому не учит. Послушание, уважение к старшим, младших не обижать – это главные принципы ислама. Если кто-то искренне верит, это очень хорошо, – считает Налия.
В религии росла и третья собеседница – апа Гузалия. Ее дедушка был муллой в Серове.
– В детстве я следовала канонам, но потом немного отошла – в школе это бы не поприветствовали. Но все равно дома мы молитвы читали, жили с Аллахом в душе, правда, не ходили в мечеть, да ее и не было… Хотя какое-то время в горпарке было здание, отданное под мечеть.
Неожиданной была встреча с Юлией Сайфуллиной, победительницей конкурса «Миссис Татар кызы» 2017 года:
– Моя бабушка в Башкирии сама читать не умела, она нас, внуков, заставляла читать ей книги. Мы читали – она заучивала, и мы с ней тоже. В прошлом году мы с дочкой решили соблюдать пост, хотели только попробовать, но она настояла до конца его держать, раз уж начали.

Мир вам!
Звучит призыв к молитве, красивый голос выводит аяты, несколько минут в мечети только эти звуки. Все очень похоже на то, как проходит служба в православном храме, с такими же поклонами, разве что имам рядом со своими прихожанами. В зале, где совершается намаз, нет никаких предметов мебели, все выглядит, так сказать, по-спартански, хотя благодаря внутренней отделке, арабескам на стенах помещение смотрится достаточно нарядно и небедно. Но все-таки простота подчеркивается и стоит на первом месте. Входить все должны только босиком и обязательно чистыми. Войдя в мечеть, верующий должен поздороваться: «Ас-саляму алейкум (Мир вам!)»
Мечеть была открыта в Серове 11 лет назад, 4 ноября 2011 года, в День народного единства. И за это время имам видит большие изменения в мусульманском обществе:
– Когда я приехал в Серов в 2009 году, многие из местных и приезжих мусульман были далековаты от духовности. Некоторые могли себе позволить курить или даже выпивать, что категорически запрещено в исламе. Сейчас уже многие встали на путь истины, особенно молодежь. И это хорошо. В настоящее время наши прихожане – местные бабушки и дедушки, молодежь приходит, сегодня вот на службе вы видели детей Габбаса Зинатуллина, бывшего председателя Фонда строительства мечети. Есть, конечно, таджики и узбеки.
Что и говорить, мое поколение 50-60-70-х годов выросло в условиях воинствующего атеизма, в школе я читала Библию, но не обычную. Мое скептическое отношение к Библии сложилось во многом именно под влиянием «Забавной Библии» Лео Таксиля. Но ведь верно сказано Александром Грибоедовым: «Блажен, кто верует, тепло ему на свете».
– Мои дедушки погибли на войне, а отец рассказывал, что все, что связано с религией, было запрещено, – говорит Ильнур Канафиевич. – Даже если в священный месяц Рамадан у кого-то керосиновые лампы горят, то значит, он сухур (утренний завтрак) кушает. И вечером так же? Все это каралось властью.
Отношение к исламу когда-то было очень неоднозначное, хотя Надеждинск-Серов – город двух религий, и татар, и башкир тут всегда было много. Многое подпортили джихадисты, террористы, взрывающие дома с кликами «Аллах акбар». А ведь это выражение радости и означает «Аллах велик!»
– Изменился взгляд людей, пусть даже они не в исламе, но понимают, что это было время радикализма, ваххабизма, а это не относится к какой-то одной религии. Коран как раз призывает к единству, ведь приветствуя друг друга, мы говорим: «Ас-саляму алейкум! Мир вам и спокойствие» и даем клятву Всевышнему в том, что вы от меня не увидите ничего плохого, никакого вреда. В Коране говорится, что к соседу своему, несмотря на его вероисповедание, мы должны относиться с уважением. Есть выражение Пророка: «Мусульманин – это тот человек, кто знает своего соседа и не ложится спать, пока он не сытый».
Интересно то, что чашку плова после вечернего общего обеда обязательно относят в соседний с мечетью дом. И еще: во время Рамадана угощение для ифтара (ужина) готовят прихожане по очереди, и, как говорит имам, даже 30 дней не хватает, чтобы всем желающим дать такую возможность.

Тамара Романова

Фото автора

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.



Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: