Сегодня - Вторник 16 июля
Доллар США: 87.81 ₽ Евро: 95.78
Главная / Культура / Мы из джаза

Мы из джаза

15 мая 2023 в 07:40
Категории: Культура, Новости

 

65 лет назад, в последние дни апреля 1958 года, состоялись первые концерты молодежного эстрадного оркестра Дворца культуры металлургов, который создал и которым более 50 лет руководил ветеран Великой Отечественной войны, Заслуженный работник культуры, Почетный гражданин города Серова Иван Фёдорович Тилькун.

Коллектив неоднократно менял свое название, именовался (по моде тех лет) и эстрадно-симфоническим, и оркестром эстрадной и джазовой музыки. И только на праздновании 55-летнего юбилея была восстановлена историческая справедливость – он снова стал носить имя своего основателя и руководителя Ивана Фёдоровича Тилькуна!
Один из патриархов российского джаза Олег Лундстрем говорил: «Хороший оркестр создать трудно, во сто крат труднее сохранить его в течение десятилетий. Но уже если это и происходит, мы испытываем к оркестру, оказавшемуся спутником нашей жизни, симпатию такой глубины и нежности, каких не удостаивается недолговечный, хоть и яркий коллектив! Музыканты седеют, но мы, зрители, как и прежде, чувствуем себя юными». Здесь ни убавить ни прибавить. Даже если учесть, что Олег Леонидович говорил о профессиональных коллективах, а оркестр И. Ф. Тилькуна был сугубо любительским (но высококлассным) со всеми плюсами и минусами этого статуса. Кстати, как-то давно Иван Фёдорович обмолвился, что он не рассчитывал на такое творческое долголетие коллектива. Думал – от силы 2-3 года и все, а вот что получилось!
Но в любом случае оркестр – это что-то неделимое, это фабрика звуков, это целое отдельных исполнителей. Кто-то задержался ненадолго, другие многие годы посвятили своему увлечению играть прекрасную музыку. История коллектива насчитывает более сотни музыкантов-любителей, которые беззаветно служили искусству, не представляли свою жизнь без оркестра. Многие ушли из жизни, но мы вспоминаем их с благодарностью и любовью.
Любительский статус не мешал представлять культуру города Серова не только на областном, но и на республиканском уровнях. Длительный период времени он был как бы внештатным оркестром областного телевидения, участвовал в творческих вечерах известных композиторов, народных артистов России Георгия Мовсесяна и Олега Иванова, в юбилее Уралмаша, открытии ДК «Урал», юбилейных торжествах к Дням Победы в Великой Отечественной войне вместе с Владимиром Трошиным и Вахтангом Кикабидзе. С оркестром пел и солист Венской оперы Борис Медведев. 30-летний юбилей оркестра был отмечен специальной программой областного телевидения, которая включала в себя интервью с участниками коллектива и концерт, записанный непосредственно на сцене Дворца культуры металлургов. К слову сказать, этот концерт вел будущий диктор российского телевидения Владимир Березин.

Вспомним, как все начиналось

В 1958 году в ДКМ существовало несколько оркестров – духовой, баянистов, русских народных инструментов и даже симфонический ансамбль. И когда в западном крыле Дворца культуры, где в основном располагались оркестры, раздалась не совсем обычная музыка, стало понятно, что там происходит нечто из ряда вон выходящее! Иван Фёдорович взялся за осуществление своей, весьма смелой по тем временам, мечты – создать вместе с молодыми музыкантами новый коллектив, который и стал молодежным эстрадным оркестром. И было очень здорово, что помощь и поддержку молодому человеку оказали люди более старшего поколения – руководители Дворца Ксения Николаевна Гронская, Анастасия Петровна Булаева и Анастасия Ивановна Распопина. Конечно, они были представителями совершенно другой музыкальной культуры, но умели смотреть в будущее.
Коллектив создавался из музыкантов духового оркестра, оркестрика кинотеатра «Металлург», ребят, которые хотели научиться играть другую музыку. Ну и с самого первого состава повелось, что скрипичная группа, а также пианисты всегда были представлены преподавателями и учениками музыкальной школы. И первыми были баритонист Валентин Хотенов, освоивший тромбон, Казимир Комарницкий (кларнет – саксофон), Борис Маркелов (саксофон), Виктор Горохов (труба) – в будущем Заслуженный артист России, солист Новосибирского симфонического оркестра, Яков Постников (рояль), аккордеонисты Георгий Мельчаков и Евгений Глазунов, саксофонист Геннадий Павлов, трубачи Алексей Гредягин и Владимир Комаров, тромбонисты Анатолий Семков и Владимир Кондратов, гитарист Борис Крючков, Борис Петюх (банджо), скрипачи Михаил Низгурецкий и школьники Аркадий Вундер и Александр Кушнир, контрабасист Вячеслав Костромитинов. Иногда в группу саксофонов садился сам Иван Фёдорович. С оркестром в то время пели Ксения Кисельникова, Валерий Будаков, Анатолий Бака. Первые концерты вели однофамильцы Аза и Владимир Логиновы. Позже концерты оркестра вел главврач больницы Яков Клипиницер и Ирина Ивакина.
Было сложно, но интересно! В конце апреля 1958 года состоялись первые концерты оркестра на первомайских вечерах, которые прошли с большим успехом, хотя музыканты и понимали, что это только аванс! Оркестр и его руководитель получили путевку в жизнь.

Оркестр – это слаженный механизм

Репертуар оркестра со временем усложнялся. Ему под силу стало исполнение любых, даже самых сложных джазовых произведений. Последние 20-25 лет большая часть репертуара представлена чисто джазовыми произведениями. Этому способствовало то, что оркестр жил по формуле «трех п»: постоянно, постепенно, последовательно. Репетиции оркестра проходили трижды в неделю. Кроме того, музыканты брали инструменты домой, занимались после работы и учебы.
Каждую группу инструментов возглавлял опытный музыкант. У скрипачей это был Михаил Робертович Низгурецкий, великолепный музыкант-виртуоз. По его инициативе в коллектив влились ученики и педагоги музыкальной школы, где он в то время работал директором. Оркестр начинал свою деятельность с тремя скрипачами. Позже в оркестре играли Владимир Бучин, Татьяна Бычкова, Анатолий Гончаров, Людмила Кравченко. Скрипичная группа всегда была очень сильная – здесь играла Ирина Михайловна Голованова – теперь Заслуженный работник культуры, педагог Краснотурьинского училища. В последние годы ее возглавляла ученица Головановой – не менее талантливая Наталья Фридрих – ныне директор музыкальной школы.
Самодеятельный оркестр – это сложный инструмент. По разным причинам кто-то уходил, кто-то приходил. Но важно было сохранить музыкантов достаточно хорошего исполнительского уровня. В оркестре появились новые исполнители – молодые и талантливые саксофонист Герман Шведчиков, гитарист Анатолий Ивакин, трубачи Лев Керов, Евгений Вайнер и Николай Шулепов, контрабасист Александр Воронин. Примерно в этот же период пришли два музыканта, ставшие позже профессионалами высочайшего уровня, – аккордеонист Юрий Ильин, впоследствии – руководитель оркестра в Санкт-Петербурге, аранжировщик всемирных Игр доброй воли, и баянист Владимир Толкачёв – позже блестящий саксофонист, лауреат многих международных джазовых фестивалей, Заслуженный артист России, руководитель одного из лучших джаз-оркестров в стране.
А затем снова волна свежих сил – саксофонисты Сергей Минуллин и Пётр Комарницкий, контрабасисты Виктор Андрианов, Николай Палеев, пианисты Любовь Зонова, Надежда Белова, Вера Ильиных, трубач Александр Кустов, гитаристы Владимир Рохманийко, Александр Богатырёв, ударник Анатолий Тилькун, чуть позже Павел Тилькун (гитара-бас) и другие. Что касается семьи Ивана Фёдоровича, то кроме сыновей Анатолия и Павла в оркестре играл и его внук Андрей – выпускник Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского.
В 60-70-е годы прошлого века оркестр выступал с сольными концертами, с вокалистами, танцорами эстрадного жанра, сотрудничал с театром им. А. П. Чехова, с народным театром Дворца культуры металлургов при постановке целого ряда музыкальных спектаклей.
В оркестре всегда были прекрасные солисты-вокалисты, и неудивительно, что на областном телевизионном конкурсе «Юность комсомольская моя», многие участники коллектива стали лауреатами и дипломантами. Достаточно назвать следующие фамилии: Валентина Куимова, Вера Макеева (Мухина), Валентина Копотилова, Валерий Будаков, Анатолий Барихин, Валерий Казанцев, Андрей Пампуха, Александр Олин, Марина Тюкова, Ольга Карпова, Николай Хорук, Павел Тилькун, Елена Кокотова (Тилькун), Виктор Важенин, Татьяна Печенёва, квартет «Алые Паруса» (Марина Либина, Антонина Шиянова, Вера Злобина, Эмма Каутц), Любовь Овчинникова, Татьяна Ольгина. Успехи серовских вокалистов напрямую связаны с их талантливым руководителем А. А. Ржанниковым.
В оркестре появились новые сильные музыканты – трубачи Владимир Гусев, Евгений Васенёв, саксофонисты Ирина Мишустина, Михаил Валиулин, Михаил Каюров, ударник Лев Фридман и другие. В коллективе существовало джазовое трио в составе Веры Ильиных (рояль), Павла Тилькуна (гитара-бас), Анатолия Тилькуна (ударные). Они могли выступать самостоятельно и успешно импровизировали. Уже в последние годы в состав оркестра влились новые молодые силы – флейтист Алексей Метелёв, скрипачи Виктория Погудина и Ольга Пикулёва, саксофонисты Владимир Смирнский, Константин Кириллов, Владимир Сырчин, гитарист Александр Лудцев и другие. Эти молодые люди были увлечены серьезной музыкой, и для них оркестр был хорошей возможностью проявить себя.
В течение долгих лет существования (только Иван Фёдорович проработал 52 года) оркестр претерпел немало изменений в составе музыкантов, но тем не менее прожил длительную успешную творческую жизнь. Музыканты оркестра любили хорошую музыку и больше всего джаз, его броские выразительные мелодии, гармоническую красочность, многообразие острых ритмов, сольные фрагменты инструментов, искусство импровизации.

Послесловие

К сожалению, после своего 55-летнего юбилея в 2013 году и очередного лауреатства оркестра и его солиста Валерия Будакова на Всероссийском конкурсе-фестивале «Новоуральские фанфары» оркестра не стало. И одна из главных причин – не нашлось музыканта, который по своему уровню мог бы заменить уехавшего из Серова И. Ф. Тилькуна – ни как музыканта, ни как руководителя, ни как человека. И все-таки никуда не деть многолетнюю плодотворную деятельность и яркое существование этого замечательного оркестра! Никуда не деть огромное количество самодеятельных музыкантов, солистов-вокалистов, танцоров, игравших, певших и танцевавших в оркестре. Большинство из них не достигли больших профессиональных высот в творчестве, но, будучи по сути любителями, внесли огромный вклад во славу оркестра. Немало музыкантов и солистов стали профессионалами высокого уровня и достойно представляли музыкальную культуру не только в России, но и за рубежом!
Особенно хочется отметить обаяние, любовь к музыке и музыкантам, профессионализм, организаторские способности, умение располагать к себе людей, находить особый подход к каждому большого человека и музыканта Ивана Фёдоровича Тилькуна!
Это были прекрасные годы! Проходит все, но музыка вечна!

Аркадий ВУНДЕР

(Использованы материалы статей И. Ф. Тилькуна, а также материалы статей и фото автора за 65 лет)

Подготовила Ирина ЧУГУНОВА

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.



Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: