Прогон премьерного спектакля по одной из самых известных пьес А. Н. Островского в серовском театре драмы
Вот и грянула мартовская «Гроза». Серовский театр драмы имени А.П. Чехова шагнул в свой девятый десяток жизни «под ручку» с классиком русской драматургии. 25 марта прошел прогон премьерного спектакля по одной из самых известных пьес А. Н. Островского. И это стало подарком зрителям в канун Дня театра.
– Безусловно, материал сложный, но нам хотелось поставить именно классическую пьесу, – сказал перед началом показа главный режиссер театра Александр Сысоев. – И так случилось, что завершение работы над ней выпало на события в стране и в мире поистине грозовые. Это история страсти, история общества, любого города. События, происходящие в Калинове, могут проходить и в Серове, Каменске-Уральском, Нижнем Тагиле. И, на мой взгляд, то, что происходило в 1960 году, созвучно нашему 2022-ому.
Нам, учившимся в советской школе, помнится фраза Добролюбова, сказанная им о пьесе Островского: «Луч света в темном царстве». Мы писали в сочинениях, что драматург показал «борьбу страсти и долга», при котором обязательно одерживает верх долг. Сила характера Катерины заключается в цельности и гармонии: для девушки предпочтительнее собственная гибель, нежели жизнь в противных и чуждых ей обстоятельствах. Ее душа полна «естественными стремлениями к красоте, гармонии, довольству, счастью». Даже в сумрачной обстановке новой семьи Катерина «ищет света, воздуха, хочет помечтать и порезвиться». КГероиня преисполнена любви и созидания. В своем воображении она пытается облагородить ту действительность, что ее окружает. В ней сильно «чувство любви к человеку, желание найти родственный отзыв в другом сердце». Однако сущность Катерины не дано понять ее супругу – забитому Тихону Кабанову. Она пытается поверить в то, что муж – ее судьба, «что в нем-то и есть блаженство, которого она так тревожно ищет», однако вскоре все ее иллюзии разбиваются.
Стоит отметить, что постановщики спектакля с уважением отнеслись к творчеству драматурга, писавшего пьесу более 160 лет назад. Сохранилась основная суть, язык. Лично я благодарна Александру Сысоеву за музыкальное открытие спектакля песней моей любимой Жанны Бичевской, ныне почти забытой: «По Муромской дорожке стояли три сосны, со мной прощался милый до будущей весны». Эта старинная песня о неудавшейся любви стала определенным камертоном к спектаклю. Да, конечно, добавлена и обработанная музыка «Одинокой гармони», что только придало нотку страсти, любви…
Удивительно, но постановщики спектакля, и тут уже поклон в сторону художника Алексея Унесихина, обошлись минимумом выразительных средств – камерный зал за сценой на 30-40 зрителей, белые стены с часами, десяток грубо сколоченных стульев и все… Временами появляются ведра, красок добавляет разве что красный шнурок и красные же бисерные шарики.
О, стоит еще сказать о «Волге»! Нет, не о той реке Волге, на берегах которой Островский устраивает свою драму, а образец настоящей «совковой» машины «Волга». На ней Борис въезжает на сцену, в ней он устраивает любовное свидание с Катериной, она же увозит героиню в последний путь. Очень необычная находка сценографов!
Еще одна, на мой взгляд, интересная задумка режиссера, это отделить героев костюмами. Возмутитель спокойствия в этом темном царстве Борис Федорович является нам не только за рулем «Волги», но и в современной костюме. Символических находок у Сысоева немало, их не сосчитать с первого просмотра, поэтому, как интересную книгу, спектакль стоит посмотреть еще раз.
А как ярко и точно играют актеры! Конечно, Александра Незлученко в роли Екатерины переигрывает всех, но у нее и задача такая – она главный персонаж. Молодая актриса Софья Белова, играющая первый сезон на профессиональной сцене, вполне справляется с ролью подруги, наперсницы, знающей тайны Катерины.
Если коротко о первом впечатлении: спектакль удался, афиша нашего театра обрела новую работу, актеры смогли раскрыться в новых амплуа. Еще короче: иди и смотри!
Тамара Романова
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: