Сегодня - Четверг 28 марта
Доллар США: 92.26 ₽ Евро: 99.71
Главная / Культура / Путешествие по картинам художников

Путешествие по картинам художников

26 октября 2022 в 11:44
Категории: Культура, Новости

Продолжение. Начало https://serov-rb.ru/puteshestvie-po-kartinam-nachalo/

КОГДА ЛЕД ЗАСТЫНЕТ, МЫ ПРИДЕМ
«Верховный шаман… проснулся словно от толчка. Значит, где-то на краю Вышкара в это время проснулся князь Асыка», – строки из романа Алексея Иванова «Золото Пармы».

Словно тонкие невидимые нити связали в книге этих двух вогулов-таежников. …Но те же нити связывают нас, живущих сегодня на северной уральской земле, с ее историей и судьбой.
«Вогул» – так назвал свою картину художник Антон Шкурко, она представлена на одном из стендов Северной ART-Галереи. Создана картина в 2015 году под впечатлением знаменитого романа его земляка. На горизонте, вдали на картине видна гора Мань-пупу-нер (на языке вогулов – нынешних манси означает «малая гора идолов»). Те же таежные язычники населяли и современную территорию Северного управленческого округа Свердловской области. Подтверждением тому сам Конжак – название этой знаменитой горе тоже дали жители вогульских юрт, поселившиеся близ нее.
Пелымское княжество – что знаем мы об этой древней цивилизации 15-16 веков? О верованиях наших предшественников? О шаманах-смертниках, идущих на боевых лосях на кровь и погибель ради своей земли и своих богов?
Боевой лось на картине Антона Шкурко заставляет вспомнить и о Волосовском спецпитомнике № 3, где к 1939 году в СССР было подготовлено и обучено более 1 500 боевых лосей. Нет сомнений, что в этом принимали участие и потомки древних вогулов. Именно им столетия назад удалось первыми приручить «неприручаемых» лосей. Тех самых, на которых преодолевали таежные пространства косатые отыры.
В военное время отыры составляли дружину вогульского князя. Это были специально подготовленные воины-профессионалы, при обучении которых основной упор делался на боевые действия в условиях тайги и болот.
Отличительный внешний признак косатых богатырей – длинные волосы, заплетенные в две косы или собранные в два пучка. Они хранили четвертую из пяти душ мужчины. Для воина-вогула важнее было спасти душу и волосы, чем сохранить жизнь. У поверженного противника снимался скальп, иначе, считалось, его душа возродится. Косатые отыры были командирами отрядов ополчения вогулов, а в мирное время гонцами и послами князя, сборщиками ясака.
В правом углу картины художника изображено древнее бронзовое украшение в виде всадника верхом на лосе. Выглядит как боевой наградной значок. «Иду на Вы», – предупреждали русские князья своих врагов. «Когда лед застынет, – предупреждали вогулы, – мы придем».
Продолжение путешествия – в следующих публикациях.

Елена ГОНЧАРОВА/КИРИЛЛОВА, координатор проекта Северная ART-Галерея

Иллюстрация предоставлена АНО «ПОДОРОЖНИК»

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.



Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: