Сегодня - Четверг 25 апреля
Доллар США: 92.51 ₽ Евро: 98.91
Главная / Город / Пять минут внимания. О цепочке взаимоотношений «ученик – педагог – родитель»

Пять минут внимания. О цепочке взаимоотношений «ученик – педагог – родитель»

13 октября 2020 в 12:00

 

Современное динамично развивающееся общество очень сильно влияет на людей, особенно на подростков, их взгляды и принципы. Поэтому очень важно, чтобы это общество было здоровым. Социальные педагоги – своеобразные посредники между взрослым и младшим поколениями, особенно в случае с «трудными» подростками.

 

Рост детской преступности, количество неблагополучных семей, детей с отклонениями в психике делают профессию социального педагога очень востребованной. Ее суть – в работе с подростками и их родителями, а также с органами полиции, психологами и другими органами системы профилактики и даже с судами.

Чтобы быть социальным педагогом, необходимо иметь призвание, терпение и желание работать с «трудными» детьми, понять внутренний мир подростка, обнаружить, «нащупать» проблему и выработать пути ее преодоления. В школе № 27 работают два социальных педагога – Амира Закиевна Кузякина и Лидия Ивановна Волошина. Мы пригласили их к разговору о проблемах в цепочке взаимоотношений «ученик – педагог – родитель».

 

Самое слабое звено?

Амира Кузякина: В процессе воспитания нет слабых звеньев, и быть не должно. Каждый субъект обязан быть сильным. Знание своих прав и обязанностей не только обучает, но и воспитывает. Как правило, в учебных заведениях создаются все условия для всестороннего развития личности ребенка. Внешкольные и спортивные мероприятия помогают раскрыть потенциал любого ученика, определить сферу его интересов. Видеть цель и идти к ней – обязанность подростка, поддержать его на этом пути, помочь преодолеть трудности – обязанность родителей и педагогов.

Лидия Волошина: Сегодня многие родители говорят о недостатке времени на воспитание. Хочу напомнить всем «правило пяти минут». Столько времени минимум необходимо уделить ребенку в день, чтобы он почувствовал себя не одиноким, что его успехами и трудностями интересуются. Задайте своему сыну или дочери самые простые вопросы: как прошел день, что нового в школе, с кем из друзей и чем он занимался. Ваш интерес не останется незамеченным. Если такой диалог повторять изо дня в день – не формально, а действительно стремиться узнать настроение и успехи, проблемы, то ребенок в любом возрасте почувствует свою защищенность со стороны старших. И ваши пять минут увеличатся и превратятся в диалог, который будет интересен и вам, и подростку.

Амира Кузякина: Хочу обратиться к родителям, особенно мамам, – не забывайте обнимать детей. Таким образом вы обмениваетесь теплом, вниманием, даете защиту. Даже взрослые дети, юноши нуждаются в этом. И продолжительность не имеет значения – по сути, мама обнимает ребенка до тех пор, пока это ему нужно. Он даст вам знать, когда нужно разомкнуть руки.

Лидия Волошина: Тактильное общение необходимо в течение всего дня. Мы, педагоги, тоже имеем свои навыки коммуникации. Для младших школьников – погладить по голове, для старших – положить руку на плечо. Поверьте, такое внимание транслируется ребенком и дальше. Он не будет озлоблен, будет чувствовать, что он необходим, любим, его поступки оценены. И тогда не придется говорить о слабых звеньях в процессе взаимодействия семьи и школы.

 

Социальные педагоги школы № 27 Амира Кузякина и Лидия Волошина – о том, как найти взаимопонимание.

 

Детская жестокость

Лидия Волошина: Детская жестокость – во многом отголосок ситуации, которая сложилась в семье. Ребенок стремится самоутвердиться в коллективе. И это не всегда «проблемные» подростки, у которых в семье есть какие-либо трудности. Нередко посредством жестокости свое лидерство стремятся закрепить и успешные подростки. К сожалению, доступность интернета, различных игр, фильмов дают ребенку ложные представления о добре и зле, о том, что такое хорошо и что такое плохо. И здесь мы вновь возвращаемся к созданию микроклимата в семье, чтобы каждый был открыт для другого члена семьи, мог поделиться своими мыслями, проблемами, чтобы взрослые и дети вместе смогли найти решение.

Амира Кузякина: Родители обязательно должны контролировать не только время пребывания подростка в интернете и социальных сетях, но и знать круг друзей, с которыми общается ребенок, те страницы, которые он постоянно посещает. А в случае необходимости подключить функцию «родительский контроль». Но это должно быть сделано тактично, иначе может вызвать обратную реакцию. Запретный плод всегда сладок. Кроме этого, совместно продумайте, чем занять ребенка, что ему интересно: музыка – предложите занятия в музыкальной школе, спорт – в городе созданы все условия для занятий различными видами, танцы – во Дворце и Домах культуры работают прекрасные коллективы. Для любого желания можно подобрать интересное и бюджетное занятие. Если подросток задействован в том или ином направлении, его старания и успехи замечены, то у него и нет необходимости доказывать сверстникам, что он в чем-то лучше. Тем более, что раскрыть потенциал и талант поможет и школа. Помимо образовательного процесса, что, безусловно, стоит на первом месте, педагоги занимаются и воспитанием. Большое количество внешкольных и внеклассных занятий дает возможность каждому ученику проявить себя.

Лидия Волошина: И здесь не имеют значения ни социальный статус родителей, ни финансовое положение семьи. Для нас важен каждый ученик. Мы встречаем наших воспитанников перед началом занятий и сразу видим, в каком настроении пришел ребенок в школу, выспался ли он, спокоен или возбужден. Порой бывает достаточно нескольких минут беседы, чтобы снять напряжение, чтобы ученик зашел в класс настроенным на учебный процесс.

Амира Кузякина: А где-то бывает необходимость поработать и с родителями. Мы приглашаем их на беседу, сами приходим на родительские собрания. Ведь мы все хотим, чтобы наши дети были счастливы. А это большая работа всех, кто занят процессом воспитания. И мы вновь возвращаемся к началу нашего разговора – слабых звеньев в этом процессе быть не должно. Тем более, что в школах создана целая система помощи детям и семье: директор и администрация, классные руководители, психологи, мы – социальные педагоги. У каждого – свое направление работы, свои приемы, но все лучи сфокусированы вокруг отдельного ученика: узнать, какие отношения в семье, каковы ожидания родителей, круг интересов подростка, нужна ли какая-то помощь. Педагогический коллектив всегда готов стать добрым помощником каждой семье, важно, чтобы это были шаги навстречу друг другу.

Лидия Волошина: И все же, если вы дома заметили, что ребенок излишне агрессивен, излишне тревожен, настроение его не стабильно (резкие перепады), у ребенка пропал аппетит, наблюдается плохой сон, нет желания играть, возможно и другое проявление, к примеру, замкнутость, необходимо незамедлительно поговорить о его делах. Расспросите, как его учеба, как успехи, как общается с друзьями, как складываются отношения с учителями… И лучше не ждать, пока ребенок сам обратиться к вам за помощью – возьмите себе за правило: общаться со своим ребенком каждый день. Если ваш ребенок рассказал, что у него произошел конфликт, то выслушайте внимательно, не перебивайте, не отвечайте на эмоциях («мне стыдно за твое поведение», «я бы на твоем месте так не поступил» и прочее). Вы можете совместно обсудить, что он думает об этой ситуации, как пытался разрешить ее, что он сделал правильно, а что нет. Окажите ему поддержку. Обязательно похвалите. Важно, чтобы ребенок получил от вас положительные эмоции и дельный совет к разрешению конфликтной ситуации, если она не разрешилась. Обращайтесь к школьному психологу или к нам, социальным педагогам, классному руководителю – вместе мы сможем разрешить любую самую сложную ситуацию.

 

Дистант

Амира Кузякина: Окончание прошлого учебного года с переходом на дистанционное обучение в связи с пандемией стало настоящим испытанием для всех участников учебного процесса. Дети в большей степени были предоставлены самим себе или целый день проводили в кругу родных. Вся коммуникация была переведена в интернет – и уроки, и общение с одноклассниками. Во многом потерялась связь «родитель – педагог, классный руководитель». К сожалению, ситуация сегодняшнего дня может привести к такому же решению – в целях сохранения здоровья школьников, их безопасности вернуться к дистанту. Некоторые классы в городе уже закрыты на карантин. Здесь важно помнить, что родители не одиноки в вопросах организации процесса обучения, воспитания. Каждый педагог, администрация школы открыты для общения и решения проблем семьи. Уточните телефон классного руководителя, педагогов, психологов, руководства школы, создайте (если ее еще нет) группу в социальных сетях, интересуйтесь успехами своего ребенка, рассказывайте о своих проблемах. Главное, не замыкайтесь, не старайтесь самостоятельно найти решение, вместе это сделать проще.

 

Елена БАБИЦИНА

Фото в анонсе: pixabay.com

 


 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.



Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: