Сегодня - Четверг 19 сентября
Доллар США: 92.7 ₽ Евро: 103.25
Главная / Новости / С серовской сцены – на большой экран

С серовской сцены – на большой экран

14 июля 2024 в 07:33
Категории: Новости

 

Наш город может гордиться двумя именами, вписанными в историю советского кинематографа и театра. Владимир Иванов и Эрнст Романов свой профессиональный путь начинали на сцене Дворца культуры металлургов.

Звездная роль Владимира Иванова

О том, что исполнитель роли Олега Кошевого в фильме «Молодая гвардия», вышедшего на экраны в 1948 году, впервые ступил на театральную сцену в Серове, уже мало кто знает. Но о нем стоит вспомнить хотя бы потому, что послевоенные поколения мальчишек и девчонок воспитывались на этом фильме, рассказывающем о событиях 1942 года, происшедших в оккупированном фашистами Краснодоне. Вчерашние школьники создают подпольную организацию и начинают свою борьбу: распространяют листовки, освобождают группу пленных красноармейцев, сжигают немецкую биржу, спасая соотечественников от фашистского рабства, в день годовщины Октября развешивают красные флаги. Олег Кошевой – одна из центральных фигур в фильме, и для Владимира Иванова это стало продолжением его собственной биографии.
Родился он в Миассе ровно 100 лет назад, 9 июля 1924 года, тогда это была Уральская область. Семья переехала в Серов, отец, певец и пианист, погиб на фронте в 1941 году. А Володя с детства бегал в театральный кружок ДКМ, работал в мартеновском цехе металлургического завода им. А. К. Серова слесарем по ремонту рельсовых кранов. В феврале 1942 года был призван в армию, сразу же попал на фронт, проведя всю войну на передовой в качестве артиллерийского разведчика. Демобилизовался в 1945 году после трех тяжелых ранений, награжден боевыми наградами. Скрыв свою инвалидность, он поступил в ГИТИС, потом перевелся во ВГИК. Молодой, энергичный, Иванов стремительно ворвался в кинематограф.
В прокате 1948 года фильм занял первое место, а через год создатели «Молодой гвардии» получили почетную Сталинскую премию первой степени. Впервые в числе восьми награжденных пятеро были студентами института (Владимир Иванов, Нонна Мордюкова, Людмила Шагалова, Сергей Гурзо и Инна Макарова), которые наравне со своим преподавателем и руководителем были удостоены высокой награды.
– Это было счастливейшее время, – писал в своих воспоминаниях режиссер фильма Сергей Герасимов. – Такой слитности и увлеченности молодого коллектива со времени работы над фильмом «Семеро смелых» я не припомню. Да это и понятно, так как все участники были связаны с только что закончившейся войной самым неразрывным образом. Все видели ее глаза в глаза. Почти все парни побывали на фронте, вернулись с ранениями и орденами. Несмотря на юные годы, они познали быт войны, и ничего не нужно было воображать. Надо было только вспоминать.
Нашему земляку Володе Иванову это удалось, роль Олега Кошевого стала для него главной, несмотря на то, что он сыграл еще в десятке фильмов, В 1960-1970-е годы как лектор бюро пропаганды советского киноискусства он выступал на эстраде, ездил с концертами по стране и читал отрывки из романа Фадеева «Молодая гвардия».
Ушел из жизни 24 января 1995 года.

Англичанин родом
из Серова

Так шутливо сказал о себе наш земляк, народный артист России, лауреат Государственной премии СССР Эрнст Романов, с которым мне посчастливилось встретиться несколько раз. Родился Эрнст Иванович в нашем городе, тогда Кабаковске, 9 апреля 1936 года.

Нас с ним сначала свела общая фамилия, он гордится тем, что его предки – из древнего села Романово на реке Сосьве. Родители будущего артиста были далеки от искусства. Отец Иван Иванович работал директором ремесленного училища, а мать Серафима Андреевна трудилась на металлургическом заводе.
Эрик с детства познакомился с театром и кино. Посмотрев в кинотеатре «Металлург» очередной фильм про войну, изображал самые, на его взгляд, яркие моменты кинофильма. Всё это происходило в «театральной конюшне» в одном из дворов на улице Типографской.
Мальчик постоянно ходил в серовский театр и любил всё, что видел на сцене. Он обожал Леонида Арматова, основателя театра, за его богатый, редкий, театральный голос, восхищался гениальной игрой потрясающего артиста Павла Хромовских. Серовский театр сыграл в жизни будущего актера очень значимую роль, как и Дворец культуры металлургов. Эрнст записался в детский драматический коллектив ДКМ, руководила которым замечательный режиссер Александра Сидоровна Пономаренко. Юноша играл в спектаклях «Калиновая роща», «Аттестат зрелости», «Бронепоезд 14-69» и других. Играл он блестяще. Именно она, Александра Сидоровна, повезла Эрнста после окончания школы в Москву поступать в ГИТИС.
Первое знакомство с актером состоялось по телефону в 2008 году. С Эрнстом Ивановичем мы созвонились накануне Дня театра, и разговор, естественно, пошел о театре, о его значении в жизни.
Если бы в моем детстве не было Серовского театра драмы имени Антона Павловича Чехова, драматического кружка при Дворце культуры металлургов, то я бы не состоялся как артист. Страстное желание участвовать в действе вело меня в театр с самого детства. Причем, до сих пор помню, что меня не столько волновала на первых порах игра актеров, сколько сами декорации, освещение, сцена. Меня приводил в трепет момент, когда загорались огни на сцене, ярко освещались какие-то выстроенные там двери в то время, когда на улице была темнота. До сих пор помню, как в какой-то сказке (по-моему, это было «По щучьему велению») рушилась стена, а потом я эту стену видел во дворе театра, куда складывали все декорации. И я несколько раз бегал во двор, чтобы посмотреть еще раз на то, что совсем недавно видел на сцене. А сейчас куда складывают декорации? Это хорошо, если есть новые помещения, – для Эрнста Ивановича были интересны любые подробности сегодняшней жизни театра.
– Все происходящее на сцене производило на меня колоссальное впечатление. До сих пор помню игру артиста Ермакова, который потряс меня в «Свадьбе Кречинского». Сейчас я сам играю в этом спектакле, только другую роль. Первый свой шаг на сцену я сделал в школе №18, где в 4 классе сыграл небольшую роль в школьном спектакле. А чуть позже в школу №16 руководить школьным драмкружком пришел артист Щукин. И я в один из прекрасных дней шел домой, гордо неся в руках тетрадь, на которой красовалась крупная надпись: «Грамматический кружок, артист Романов», – как вспоминал Эрнст Иванович, написано было именно так – «грамматический», а не драматический. И очень гордился вступлением в этот кружок, и надеялся, что все прохожие будут читать эту надпись на тетради, восхищаться им.
Но, похоже, кроме меня никто ее не читал. Прошло несколько лет, я не мыслил свою жизнь вне театра, и мое желание только укрепляла великолепная игра актеров той поры – Гаврищенко и Пономаренко (надеюсь, в Серове живы те, кто видел их игру). А героический бескорыстный поступок Александры Сидоровны Пономаренко я буду помнить до конца своей жизни. Именно она после окончания школы повезла меня в Москву, поступать в театральный институт. Тогда для парня из провинции это был смелый шаг. У нее в Москве жили родственники, которые приютили меня. По совету экзаменационной комиссии мы с Александрой Сидоровной на ходу меняли мой репертуар. То, что я поступил учиться в театральный институт, состоялся как актер – героическая миссия Александры Сидоровны, таких людей, увы, уже нет.
Понятно, что за время учебы я жадно впитывал всё, что давала театральная Москва, не пропускал ни одного спектакля, воспитывался на восприятии актерского мира – это была колоссальная подготовка к дальнейшему пути.
Конечно, я не могу навязывать всем свое пристрастие к театру, тем более что в разные эпохи он выполнял разные функции. Во времена крепостного права на Руси в театр ходили «других посмотреть, себя показать». В советской стране театр выполнял идеологическую функцию, и надо сказать, хорошо выполнял. Сегодня на сцене, к сожалению, часто правит безнравственность. И нельзя за это упрекать театр, ведь он – зеркало общества.
И всё же скажу моим землякам: любите свой театр, любите актеров, которые живут далеко не самой легкой и безоблачной жизнью. В провинции очень много по-настоящему хороших актеров. Кумиры – это не те, кто мелькают на телеэкранах. Я жил всегда по принципу «не сотвори себе кумира». Ну, а те, кто заворожен театром, кто не мыслит свою жизнь без сцены, смело идите в театр, повторяйте мой путь!
В 1957 году Эрнст Романов окончил Государственный институт театрального искусства. Работал в Ленинградском театре им. Ленинского комсомола, в Академическом театре им. А. С. Пушкина. В кино снимался у известных режиссеров. Незаурядный актерский талант позволял Романову с равным успехом создавать как сложные драматические образы, так и комедийные характеры. Многим он запомнился по фильмам «Монолог», «На всю оставшуюся жизнь», «Белые одежды», «Романовы. Венценосная семья», снимался в сериалах «Улицы разбитых фонарей», «Убойная сила» – всего в более 120 фильмах и спектаклях.
Эрнст Иванович играл бесконечных интеллигентов из «бывших» и из народа: преподавателей, врачей, ученых, офицеров и партработников. Играл, точно попадая в образ, который был надобен режиссеру. В историческом фильме французского режиссера «Распутин» (2011 г.) во всей Франции и Англии искали актера. способного сыграть английского барона-интригана. Остановились на кандидатуре Эрнста Романова, как шутит сам актер, «единственного англичанина родом из Серова».
Посчастливилось встретиться с этим удивительным человеком еще несколько раз, в Серове и Екатеринбурге, тем более что хорошо знакома с его племянницей Юлей Романовой, живущей в Серове. Последняя встреча с Эрнстом Ивановичем прошла в 2012 году, когда он приехал в Серов на концерт, названный «Побыть с вами». Он прошел по родной улице, встретился с яблоней, которую посадил еще мальчишкой. Провел мастер-класс с актерами Серовского драматического театра им. А. П. Чехова. Встречи с земляками были удивительно теплыми. Знаменитый актер так отозвался о серовчанах: «Все познается в сравнении… Везде люди стали озлобленнее, наглее. И только в моем родном городе я увидел чистых, добрых, простодушных. Только тут я увидел такой белый снег, который, как мне сказали, повалил в день моего приезда. И люди, и природа меня встретили так, как я и не ожидал…».
Эрнст Романов ушел из жизни 25 февраля 2024 года в возрасте 87 лет.

Тамара Романова

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.



Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: