Сегодня - Пятница 29 марта
Доллар США: 92.26 ₽ Евро: 99.71
Главная / Город / Серов – город трудовой доблести: железнодорожники

Серов – город трудовой доблести: железнодорожники

28 октября 2021 в 17:38
Категории: Город, Новости

 

Свердловская область ходатайствовала о присвоении городу Серову почетного звания «Город трудовой доблести». Решение пока не принято, однако мы по-прежнему считаем: Серов достоин называться Городом трудовой доблести. Напомним, это звание присваивается городу Российской Федерации, жители которого внесли значительный вклад в достижение Победы в Великой Отечественной войне, обеспечив бесперебойное производство военной и гражданской продукции на промышленных предприятиях и проявив при этом массовый трудовой героизм и самоотверженность.

 

Разветвленная сеть железных дорог, удаленность от боевых действий, сочетание природных ресурсов и человеческих резервов, наличие горнорудной и экономической базы позволили переправить именно на Урал и уберечь от гитлеровского захвата промышленные предприятия юга страны, потеря которых в первые дни войны ставила под угрозу всю нашу оборонную индустрию. Это металлургические и машиностроительные заводы Донецка и Донецкой области, Запорожья, Харькова. Эвакуированы были и ведущие вузы Москвы и Ленинграда вместе с учеными и специалистами. На Урал отправлено 500 эшелонов (!) с оборудованием и оснащением промышленных предприятий, которые были внедрены в местное производство.

Уже 25 июня 1941 года руководством страны было принято решение о том, что Урал станет центром производства спецстали и танкостроения. С этого времени все уральские заводы работали только на оборону страны.

Железная дорога была переведена на военный режим. Резко возрос объем грузовых и пассажирских перевозок. В серовском отделении железной дороги в 1942 году количество перевозок в Богословском направлении составляло 18 пар поездов, в 1944-ом – 31; в Верхотурском направлении в 1942 году было 9 пар поездов, в 1944-ом – 16. Увеличился и средний вес поезда с 700 тонн до 1300. Металлургический завод работал на полную мощность, одного металла грузили более ста вагонов, выгружали до пятисот вагонов входящего сырья в сутки. К слову, это в 10 раз больше по сравнению с сегодняшним днем. Кроме того, через Серовское отделение осуществлялись перевозки топлива, леса, марганца, бокситов для всей промышленности Свердловской области.

Город Серов в 1941-1942 годах принял и разместил семь эвакуированных заводов. Оборудование хранилось под крышами в цехах заводов, на подъездных путях, складах, открытых площадках. Также поступало оборудование для аглофабрики метзавода, монтажные работы которой начались в 1943 году. Каждые десять дней Народный комиссариат черной металлургии (НКЧМ) требовал отчета о прибывающих эвакогрузе, людях, подвижном составе. На 15.11.1941 г. эвакуированных в Серов было 1 995 человек, в том числе 171 – из Москвы. Вместе с эвакуированными заводами с прифронтовой полосы уже в апреле 1942 года прибыло более 5 600 человек.

Кроме того, необходимо было не только принять, разместить и сохранить эвакуированное оборудование, но и по особому распоряжению отревизировать и переотправить на срочные стройки. К примеру, в декабре 1942 года по заявке НКЧМ нужно было сформировать и отправить составы с прибывшим и хранящимся оборудованием на заводы Тагила, Магнитогорска, Кушвы, Башкирии, Кирова, Челябинска, Златоуста, Первоуральска, Перми. В ноябре 1941 года была запущена сортировочная станция Надеждинск-Сортировочный для формирования и расформирования тяжеловесных грузовых поездов.

До этого вся основная поездная и грузовая работа была сосредоточена на станциях Завод и Надеждинский завод (старый и новый вокзалы). На малочисленных приемоотправочных и сортировочных путях принимались и формировались составы. Не хватало людей, составительских и кондукторских бригад. Начальники станций осуществляли поездную и маневровую работу, были дежурными стрелочных постов. Труженики паровозного депо Серовского отделения железной дороги, которое находилось на территории металлургического завода, широко культивировали работу по ремонту тяги и вагонов силами локомотивных бригад без захода на внеплановый ремонт, т.е. на рабочем ходу без сна и отдыха, а свободное время отводили строительству военной техники – бронепоезда. Бронепоезд – конструкция, ушедшая в небытие, но в военное время снова оказавшаяся востребованной. В Серове железнодорожники вместе с металлургами уже в марте 1942-го «одетый» в броню паровоз, названный в честь А. К. Серова, отправили в Пермь для технического оснащения, а затем – на фронт. Собирали бронепоезд в кузнечно-механическом цехе металлургического завода, там же обеспечивали броней и конструкциями. Оборудованием вагонов и паровоза занимались работники железнодорожного транспорта. Строители бронепоезда не выходили из цеха по 30-40 часов, выполняя и основную свою работу: ни одного болта не было истребовано от государства.

Более 47 пар поездов в сутки отправляло и принимало серовское отделение Свердловской железной дороги в годы Великой Отечественной войны. Сегодня это даже представить себе невозможно! Какой организованностью и точностью, мужеством и силой воли, взаимовыручкой и колоссальной выдержкой надо было обладать работникам отделения железной дороги , чтобы справиться с таким объемом работы. Нельзя забывать, что до войны не было даже предпосылок для соответствия нуждам военного времени. Все пришлось переоборудовать и приспосабливать к новым условиям буквально «на ходу». Да и сейчас это могут оценить только работники железнодорожного транспорта. За титанический труд в годы Великой Отечественной войны серовское отделение (6 отделение) Свердловской железной дороги было награждено переходящим Красным Знаменем Народного Комиссариата путей сообщения, а в 1945 году – Красным Знаменем Государственного Комитета Обороны, переданным на вечное хранение. Достойная награда героям-железнодорожникам, самоотверженно работавшим в тылу на благо общего дела Победы – еще один героический штрих в истории города Серова, достойного звания «Город трудовой доблести».

 

Редакция благодарит Наталью Дягилеву, специалиста исторического музея метзавода, за помощь в подготовке материала.

 

На фото: Коллектив паровозников и вагонников Надеждинского железнодорожного узла своими силами в свободное от работы время построил в подарок Красной Армии бронепоезд и дал ему имя Героя Советского Союза, легендарного земляка А. К. Серова.

 


 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: