Сегодня - Среда 30 октября
Доллар США: 97.05 ₽ Евро: 105.22
Главная / Новости / Учеба без стресса: психолог рассказала, как распознать и снизить тревожность у школьников

Учеба без стресса: психолог рассказала, как распознать и снизить тревожность у школьников

30 августа 2023 в 14:18
Категории: Новости

 
 
О том, как уберечь школьников от психологических переживаний, которые могут повлиять на развитие заболеваний, в том числе онкологических, рассказала медицинский психолог Областного центра паллиативной медицинской помощи детям «Детский хоспис» Карина Шакура.
 
– Карина Вадимовна, перед новым учебным годом кто-то из детей радуется, а кто-то волнуется. Можно эти переживания считать психологическими? 
– Тревожность, яркие эмоции, волнение и страхи – это все психологические переживания. Переход из детского сада в школу – новый и серьезный этап не только для ребенка, но и для всей семьи. Изменения режима, правил поведения, уровня ответственности, обилие новых контактов могут стать испытанием. 
 
Какие сигналы должны подсказать родителям, что у первоклассника присутствуют беспокойство, тревожность, страх идти в школу?
– На самом деле, умеренная тревога идет на пользу и помогает эффективнее справиться с трудностями. Например, тревога перед экзаменом стимулирует выпускника или студента, он собирается, занимается, учит билеты. 
Есть личностные особенности, когда человек склонен реагировать состоянием тревоги  на большое количество ситуаций. И есть ситуативная тревожность, которую испытывают школьники перед началом учебного года. Она может выражаться в подавленном настроении, пассивности, безынициативности или, наоборот, в агрессии, плаксивости, гиперактивности и так далее. Каждая мама хорошо знает своего ребенка, как он ведет себя в определенные моменты. Если ребенок, например, стал более требовательным и вспыльчивым, часто плачет, проявляет протесты, отказываясь чистить зубы, завтракать, мыться, собирать игрушки, хотя раньше такого не было, – это сигналы страха и тревоги. 
 
Как школьнику помочь адаптироваться к началу учебного года? 
– Если первоклассник поднимает руку на уроке, усвоил первые правила, это еще не значит, что он адаптировался. Ведь адаптация – это совокупность факторов. Во-первых, организационный. Посмотрите, насколько ребенок вошел в режим, может ли сам одеться, собрать портфель, «сменку» и спортивную форму. Во-вторых, учебно-мотивационный фактор. Наблюдайте, хочет ли ваш ребенок идти в школу, заниматься, выполнять домашнее задание. В-третьих, психологическая адаптация. Обратите внимание, как школьник реагирует на свою новую социальную роль. Важно поддерживать эмоциональное благополучие ребенка и комфортность пребывания в школе. Если родители говорят: «Не дай Бог, ты принесешь двойку», то с возникшими переживаниями школьник (и не только младшеклассник) может и не справиться. В-четвертых, социальная адаптация: присмотритесь, как ваши дети общаются с одноклассниками, учителями.
Хорошо, если родители будут забирать первоклассника после уроков, чтобы вторую половину дня он находился дома, обеспечивая таким образом более плавный переход от детского сада к школе. Заметьте, адаптация первоклассника к школе длится не менее полугода, в отличие от старшеклассников, которые после каникул «входят в колею» за 2-3 месяца. Многие родители, не обучая каким-то вещам, возлагают ответственность на ребенка. Например, 31 августа мама выдавала ребенку комплект одежды и помогала одеваться, а 2 сентября сказала, что он должен справиться сам. Это ошибочная позиция. Родители первоклашек весь этот период должны помогать ребенку, чтобы выработать четкий алгоритм действий. 
 
Как правильно распределить учебную нагрузку, чтобы ребенок успевал отдохнуть и посещать кружки и секции? 
– Сразу загружать кружками не надо. Дайте первые две недели привыкнуть к новому ритму. Прежде чем отправить ребенка на дополнительные занятия, выясните, что ему нравится. Конечно, из-за отсутствия жизненного опыта маленький школьник еще не знает, куда пойти. Поэтому можно посетить с ним пробные занятия в секции, кружке, художественной или музыкальной школе и так далее.
Затем родителям важно помочь распределить нагрузку так, чтобы у школьника был отдых. Составьте вместе с ребенком подробное расписание по времени пробуждения, занятий в школе, кружке, отдыха дома. Допустим, «сделать домашнее задание до 18 часов», чтобы перед сном успеть отдохнуть.
 
Чем опасны психологические переживания именно для детей? К каким заболеваниям они могут привести? 
– Если человек долго находится в стрессе, организм какое-то время реагирует защитно-приспособительной реакцией. Но когда адаптационные ресурсы исчерпаны, может начать снижаться уровень иммунитета, что повлечет за собой ряд заболеваний.
Когда у ребенка что-то не получается из-за отсутствия каких-либо навыков или жизненного опыта, появляются чувство неполноценности, бессилия и страх, что само по себе уже является стрессом.
Ответственность должна быть по силам и возрасту вашему ребенку.
Психогенные факторы, стресс, воздействуя на организм, приводят к возникновению определенного рода болезней, таких как ОРВИ, насморк, головная боль, болезни желудочно-кишечного тракта, легких или даже онкологических заболеваний. Множественные исследования показывают, что связь между стрессом и раком является несомненной. В состоянии стресса, когда иммунная система ослаблена, болезнь получает шансы на развитие. 
 
Какой должна быть профилактика? Ваши советы родителям.
– Лучшей профилактикой стресса являются здоровый режим, занятия физкультурой, регулярный отдых и, конечно, психоэмоциональная поддержка родителей.
Необходимо соблюдать гигиену сна. Полноценный сон для школьника – от 8 до 10 часов в сутки. Еще одна составляющая профилактики стресса – сбалансированное питание, в котором присутствуют все необходимые витамины и микроэлементы.
Также ребенку нужны физические нагрузки, которые помогают выплескивать эмоциональное напряжение. Постарайтесь, чтобы различные тренировки присутствовали в жизни ребенка хотя бы три раза в неделю по 30-40 минут. 
Модель поведения ребенок копирует в первую очередь со своей семьи. Присмотритесь к себе перед тем, как бить тревогу по поводу «повышенной» тревожности ребенка. Разговаривайте со своими детьми, чтобы они делились переживаниями, впечатлениями, хвалите, поддерживайте. Если хотите, чтобы ребенок был самостоятельным, уступайте ему в каких-то вопросах. Будьте другом своему ребенку, и тогда он сможет поделиться с вами всем, что его волнует, и быть в гармонии с собой.
 
Лариса Никитина
Фото из личного архива Карины Шакура

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.



Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: