«Учитель – профессия мужская». О преподавателе серовской школы № 15 Андрее Рецлаве
Такой конкурс в девятый раз прошел в Свердловской области, чтобы выявить талантливых педагогов-мужчин, поддержать их и поощрить.
В этом году число участников заочного этапа увеличилось – их 121 (в прошлом году – 59). Состязались мужчины-педагоги из 59 муниципалитетов. Был среди них и учитель информатики школы № 15. Город Серов был впервые представлен в этом конкурсе, и 34-е место, которое занял Андрей Рецлав, вполне достойный результат.
Разговор с Андреем Александровичем начался с того, что в традициях отечественного образования учитель – изначально мужская работа. В гимназиях и прогимназиях (с некоторой долей условности их можно приравнять к нынешней средней школе) дореволюционной России мужчины составляли почти 100 процентов преподавателей. Согласно научным данным, в 1880 году в народных школах работало 80 процентов учителей-мужчин и 20 процентов учителей-женщин. Сейчас в школах России 86 процентов учителей – женщины. И вряд ли Андрей Рецлав с детства мечтал быть учителем.
– Конечно, нет. Какой ребенок, тем более парень мечтает вернуться в школу, которую так хочется побыстрее покинуть и убежать в училище, институт. В школу я снова попал в возрасте 22 лет, но не учителем, а инженером. Тогда я окончил Уральский радиотехнический колледж имени Попова по специальности «программист», переехал в Серов в 2010 году, и меня взяли в школу, чтобы заниматься компьютерной техникой, которой тогда было еще мало. Спустя два месяца предложили вести уроки, получилось…
С Андреем Александровичем мы встретились после занятий, которые он вел с классом по адаптированной программе. Тут всего восемь детей, но каждый из них требует индивидуального подхода. И то, что этот подход найден, говорит короткий, но точный ответ одного из мальчишек на вопрос, какой учитель Андрей Александрович: «Нормальный. Классный».
– Когда работаешь с ними индивидуально, они больше понимают, хорошо включаются в работу. В большом классе вряд ли удастся уделить им особое внимание.
Как признается Андрей Рецлав, работа в школе затянула, здесь он уже 11 лет, и доволен отношениями в коллективе, с детьми.
– Конечно, можно работать и на заводе, за прилавком, в каждой работе есть свои плюсы. В чем плюс школы? Это живой организм. Когда дети на каникулах, школа пустая, этого, конечно, не чувствуется. А в обычные дни тут все время что-то новое происходит. Ты готовишься к уроку, знаешь детей, но завтра все может пойти не по плану.
За эти годы учительства у Андрея Рецлава немало достижений, его ученики побеждали в фестивалях программы «Уральская инженерная школа», в различных соревнованиях по робототехнике, он является координатором международного конкурса по информатике «Инфорзнайка», участвует в жюри муниципального конкурса «Информатика вокруг нас», есть награды Управления образования. Но вот в областном учительском конкурсе педагогов-мужчин он принял участие впервые.
– Здесь довольно жесткий отбор. Конкурс проходит в два этапа: заочный и очный. На заочный нужно было подать не только официальные документы об образовании, но и сканы всех наградных материалов, эссе. На очном этапе нужно было провести в Екатеринбурге урок с детьми. На этот этап отбирали всего семь педагогов. Это было непросто. Я не попал, но получил опыт.
Ребята, которые изучают информатику, компьютерные технологии, в будущем будут очень востребованы.
Евгений Куйвашев, губернатор Свердловской области отметил:
«Чтобы создавать удобный продукт, который можно реализовывать в городском хозяйстве, промышленности, необходимы специалисты-разработчики. У нас две тысячи выпускников, и мы ежегодно будем наращивать по десять процентов».
– Да, мы это понимаем, мои ученики, пусть и в небольшом числе, но поступают в Краснотурьинский индустриальный колледж, идут в вузы. Ежегодно на ЕГЭ несколько человек обязательно выбирают экзамен по информатике. Конечно, свое влияние оказала пандемия, все же урок с учителем более информативен, хотя и дистант имеет свой плюс – вырабатывает самостоятельность. Конечно, в наше время знание информатики нужно всем, независимо от выбранной в дальнейшем профессии. Мы учим ребят искать в интернете нужную информацию, работать на портале госуслуг, оформить «Пушкинскую карту». У меня классное руководство в седьмом классе, и мои ученики по согласованию с родителями оформляют эту карту. Заставить их мы не можем, но убеждаем их в пользе регистрации на портале. Ребята должны быть готовы к взрослой «цифровой» жизни.
Тамара РОМАНОВА
Фото автора
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: