Восемь минут на подвиг. В День Героев Отечества вспоминаем о подвиге железнодорожника Евгения Парчинского
Герой России машинист Евгений Николаевич Парчинский – беспримерно смелый железнодорожник. Чтобы спасти пассажиров, он рисковал своей жизнью. Ведь на его поезд на максимальной скорости несся тепловоз без машиниста!
Об этом подвиге и трагедии, которая могла случиться 25 лет назад в Серовском отделении железной дороги, долгое время не то, чтобы молчали, но и громко не говорили. Но железнодорожники об этом помнили, а спустя лет 20 и до журналистов дошла эта история – необычная по трагизму, подвигу и причине.
Шесть – шестьсот восьмидесятый!
6 октября 1996 года на Свердловской железной дороге Евгений Парчинский вел пассажирский поезд по одноколейке. Он знал свой путь, как дорогу домой. Около 8 утра поезд выехал из Алапаевска, примерно в 11 часов прибыл в Сосьву. Через полчаса бригаде предстоял обратный путь в Алапаевск. Со станции Сосьва-Новая вышли по расписанию, в 11:28. Через 16 минут была первая остановка – 97-й километр.
– Мы на 97-м километре посадили пассажиров, проехали по мосту через реку Сосьву. Только проехали мост – вызов по рации, дежурная по станции Усть-Берёзовка несколько раз буквально выкрикивала: «Шесть – шестьсот восьмидесятый, шесть – шестьсот восьмидесятый!» Мы ей отвечали, а она нас не слышала. Но по голосу дежурной было ясно: она в шоковом состоянии, и что-то случилось, – спустя годы рассказал помощник машиниста Юрий Задворных.
Диспетчеры, срывая голос, достучались до машиниста: на полном ходу навстречу поезду мчится неуправляемый локомотив. Неизвестный выгнал машину из депо, разогнал и спрыгнул с места преступления. Дежурная по станции Усть-Берёзовка заметила локомотив в 11.40 , когда он уже выходил на однопутный перегон навстречу пригородному поезду, и сообщила об этом локомотивной бригаде поезда № 6680.
Главное – спасти людей
В такой ситуации многие бы потеряли рассудок. Но машинист Парчинский действовал не только хладнокровно, но и геройски. Сначала он остановился, отцепил вагоны и выпустил пассажиров. Проводницы стали отводить людей в лес, опасаясь взрыва. Далее по инструкции следовало отогнать свой локомотив, застопорить его на пути неуправляемого тепловоза и покинуть машину. Но впереди – нефтепровод, лобовое столкновение привело бы к катастрофе. Парчинский не дал себе права этого допустить и решил «ловить» летящий локомотив.
– Мы выехали на горку, а он из кривой в горку поднимается – дым из трубы валит, сцепка ходуном ходит, тогда мы поняли, что летит на большой скорости, – вспоминал в беседе с корреспондентом «Областной газеты» помощник машиниста Юрий Задворных. – Сразу остановка, я выскочил, поставил башмак и обратно в локомотив. Уже было понятно, что никакой башмак не удержит его, но у нас же инструкция! Мы начали в обратную сторону развивать скорость. Сразу же не разогнаться – тот нас нагоняет. Башмак только звякнул и в лес улетел. Я говорю шефу: «Сзади переезд». Он пару позиций на контроллере сбросил. Поэтому у нас скорость была не более 50 километров в час, когда нас догнал маневровый…
Как позже выяснится, неуправляемый локомотив шел со скоростью около 120 километров в час. За мгновение до столкновения машинист Парчинский выключил топливный насос, сбросил контроллер, тем самым заглушив двигатель, а сам интуитивно бросился в дизельный проход. Это его спасло: пульт, за которым он сидел, от столкновения смяло. Правда, от удара сорвало с петель и дверь в дизельное отделение, она сильно ударила его по спине. У помощника машиниста была повреждена нога. Очнувшись, Парчинский первым делом крикнул: «Юра, ты живой?» Тот ответил: «Живой!» Вроде целы. Помощник бросился смотреть, что случилось с машинистом тепловоза, столкнувшегося с ними. Каково же было их удивление, когда кабина оказалась закрытой, в ней было пусто, а контроллер пульта управления был зафиксирован на самой верхней, восьмой, позиции.
– Мы отцепили вторую секцию тепловоза и своим ходом, после разрешения дежурного по станции, осадили поезд обратно в Сосьву. Я на переднем вагоне, Евгений Николаевич – на тепловозной секции, – вспоминал Юрий Владимирович.
8 минут и вся жизнь…
Удар был такой силы, что раскурочил оба локомотива, уже не подлежащие восстановлению. Машинистам чудом удалось спастись и отделаться травмами. Пассажиры поезда (более 200 человек) не пострадали, был предотвращен возможный взрыв расположенного неподалеку нефтепровода. От момента получения сообщения и до столкновения прошло восемь минут. Но этот промежуток времени для двух людей в кабине тепловоза по своим эмоциям и событиям оказался спрессован до предела.
За мужество и героизм, проявленные в экстремальной ситуации по предотвращению крушения пассажирского поезда, Указом Президента РФ № 325 от 9 апреля 1997 года машинисту тепловоза локомотивного депо Егоршино Свердловской железной дороги Евгению Парчинскому присвоено звание Героя Российской Федерации с вручением медали «Золотая Звезда». Помощник машиниста Юрий Задворных награжден орденом Мужества.
Следствие выяснило, что злоумышленник, разогнавший локомотив, действовал подло из-за зависти. Его не ставили машинистом и не доверяли поезда. Он пробрался в депо, дождался, когда тепловоз на одноколейке наберет высокую скорость, и выпрыгнул. Поразительно, что завистник отделался на суде условным сроком за признание вины и сотрудничество со следствием.
Первый в стране железнодорожник, награжденный звездой Героя России, Евгений Парчинский родился в Серове 15 февраля 1946 года в семье железнодорожника. Окончил школу уже в городе Артёмовском, затем – Алапаевский индустриальный техникум. С 1963 года работал на железной дороге – слесарем по ремонту подвижного состава в Серове, с 1969-го – помощник машиниста, с 1973-го – машинист тепловоза. В 1985 году получил вторую профессию – машинист электросекции. Евгений Николаевич проработал на тепловозах до февраля 2001 года, уйдя на пенсию по льготному списку – в 55 лет, общий стаж его работы машинистом составил почти 30 лет. В том же году переехал в Екатеринбург, где семья получила квартиру. Умер 30 августа 2012 года, похоронен на Михайловском кладбище города Алапаевска.
Тамара РОМАНОВА
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: