Сегодня - Пятница 7 ноября
Доллар США: 81.23 ₽ Евро: 93.84
Главная / Новости / Продолжение следует…

Продолжение следует…

7 августа 2022 в 07:50
Категории: Новости

В канун Дня железнодорожника стоит напомнить о книге Льва Макарова, документально повествующей об истории Богословско-Сосьвинской железной дороги 1884-1935 года, которая родилась практически одновременно с городом и заводом, а также рассказать о некоторых фактах ее строительства.

Сейчас мало кто знает, что ширококолейной, такой, как мы знаем ее сейчас, железная дорога в нашем городе стала в 1906 году, с постройкой Богословско-Сосьвинского участка. Тогда была сдана в эксплуатацию ширококолейная железная дорога от станции Кушва до станции Надеждинский завод. Ее главной задачей стало обеспечение поставок продукции на рынок страны, руда была местная, ее перевозила Богословско-Сосьвинская железная дорога.
В 1881 году Главноуправляющим Богословского горного округа стал Александр Андреевич Ауэрбах. При его руководстве в 1983 году была построена узкоколейная железная дорога для доставки руды из Турьинских рудников в Богословск. А потом встал вопрос о ее сбыте, и линия была продолжена от Турьинских рудников до села Филькино и станции. Дорога тогда была вспомогательным цехом завода.
Как пишет Лев Макаров, основываясь на многочисленных архивных документах, проектирование и строительство железных дорог обходилось дешевле, «узкоколейки» легко вписывались и в сложный рельеф, и в тесные городские кварталы.
Сегодня автор может провести экскурсию и рассказать о том, где проходила железная дорога в городе, где были расположены станции.
Там, где сейчас локомотивное депо, находилась станция Кола-Уральская, железная дорога проходила именно там, на Филькино. На месте сегодняшней пожарной части была расположена станция «Разъезд № 7». Улица Карбышева – это часть Богословско-Сосьвинской железной дороги. Я учился в школе № 15, ей, по некоторым данным, в этом году можно сказать 100 лет.
Собиранием фактов по истории железной дороги машинист электровоза Лев Николаевич занялся случайно.
– Меня «погубило» знание компьютера в то время, хотя я только начал его осваивать, когда они были еще новинкой. Когда компьютеры стали появляться у нас в депо, меня как человека, имеющего такую технику, освобождали от работы в поездах, чтобы делать в электронном виде или на бумажном носителе различные документы по работе депо. Пришлось и Word осваивать, и другие специфичные программы. Обратно в машинисты, к сожалению, вернуться не пришлось. Отец увлекался военной историей, и я потихоньку стал читать и собирать литературу, сначала про Великую Отечественную войну, потом уже появились книги и по железнодорожной тематике. При прочтении их бросилось в глаза, что одни и те же события в книгах даны в разных описаниях. Я начал вникать уже более подробно, собирать факты. Как-то даже дочь у меня спросила: «Ты что, книгу собрался писать?» А у меня и мыслей таких в то время не было, но в голову засело. Так позже родилось мое творение – книга про Богословско-Сосьвинскую железную дорогу. Без опечаток, неточностей и ошибок. В свободное время ходил в архив и собирал материал. Много для себя узнал нового. Обязательно все факты подтверждал документами, на обложке книги так и написано: «Богословский горный округ 1757-1915 гг. Богословско-Сосьвинская железная дорога 1884-1935 гг. В документах и фактах». Вот так потихоньку и набралось материала на книгу, которая вышла в 2015 году.
Для издания в 500 страниц Лев Макаров собирал материалы более семи лет. Но, как он сам говорит, продолжение следует, последняя точка в историческом расследовании нашей железной дороги не поставлена. Следующая книга будет про Серовское (Надеждинское) отделение железной дороги. Интересных фактов в ней также будет много.
– Вот как Вы думаете, сколько килограммов в пуде? (пуд – это устаревшая единица измерения массы русской системы мер). Считается, что 16 килограммов. Но вообще один пуд равен 40 фунтам, а фунт – 0,453 кг. То есть, в одном пуде 16,380 кг. Если умножить эту разницу на тысячи пудов, то можно прикинуть, сколько денежек экономили…
К сожалению, увидеть эту книгу можно только в городском архивном отделе. Тираж в 72 экземпляра, отпечатанный на собственные деньги, автор частично раздарил и продал коллекционерам. Будем ждать обещанное продолжение, новые факты о том, как наша железная дорога развивалась, влияла на промышленность, культуру и социальную жизнь большого региона.

Тамара Романова
Фото автора

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.



Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: